По горе пошли трещины
Мы выехали в Карасайский район, где вдоль речки Аксайки расположен поселок Тау Жалы. Назвать его дачным уже сложно – сотни людей здесь живут в капитальных домах круглый год. Негласно поселок получил статус “элитный”.
Как рассказали нам местные жители, строительство коттеджей на вершине горы началось в 2007 году. Чтобы продлить себе участки над обрывом, их владельцы додумались досыпать на самом краю грунт, который поддерживают бетонные подпорки. Коттеджи еще не достроены, а их фундамент уже дал осадку, забор покосился. Но это не самое страшное. Не нужно быть специалистом, чтобы разглядеть огромные трещины в бетонных подпорках, которые с трудом удерживают всю тяжеловесную конструкцию вместе с насыпным грунтом.
– Сделано как попало, без вкрапления арматуры, хотя видно, что дома строят небедные люди, вон ворота какие – из литья! – заметил проходивший мимо местный житель, представившийся Сабитом. – Я сам строитель, в жизни бы такое не построил, да еще над обрывом!
Сойдет оползень – затопления не миновать
Земля вокруг строений тоже изрезана глубокими трещинами шириной десять и более сантиметров. Похожие трещины наши корреспонденты уже видели на горе Коктобе, где несколько лет назад с нее сползал грунт, увлекая за собой коттеджи. Подобные трещины опасны тем, что, когда наполняются влагой, глиняные массы разбухают и могут обрушиться вниз. По этой причине оползни не раз сходили в предгорьях Карасайского района. Были погибшие.
“Ситуация опасная, мы предупредили жителей поселка, написали в прокуратуру, акимат Карасайского района и сельского округа”, – сообщил по телефону начальник отдела регионального центра департамента по ЧС по Алматинской области Андрей ПЛЕХАНОВ.
Когда земля просела у нас под ногами на несколько сантиметров, мы решили не рисковать и спустились с горы. На улице, расположенной в низине, как раз под опасными строениями нас окружили возмущенные жители Тау Жалы.
– Я три года работаю здесь охранником, в последнее время ношу постоянно в кармане удостоверение личности – вдруг ночью засыплет, – говорит охранник Адиль ОТАВАЛИЕВ. – Как дождь, так на участок моего хозяина из-под коттеджей, что на горе, бегут потоки грязи вперемешку с камнями. Если сойдет оползень, он не только разрушит дома на нескольких улицах, но и перекроет речку Аксайку. Это вызовет наводнение во всем поселке. А тяжелая техника сюда просто не доберется!
В зоне риска – более 30 домов, две подстанции
– Председатель нашего садоводческого товарищества уже не раз писала в акимат Карасайского района, но реакции – никакой! – говорит местная жительница Галина Александровна.
Мы позвонили председателю кооператива садоводческого товарищества “Эдельвейс” Ирине ВАГАНОВОЙ, которая подтвердила: на письма, адресованные чиновникам акимата Карасайского района по поводу опасного строительства на вершине горы, она ни разу с 2007 года не получила ответа!
А ведь еще с 2007 года в непосредственной зоне риска находится более 30 домов и две электрические подстанции! Сейчас владельцев недостроенных коттеджей ищет весь Карасайский район – прокуратура, акимат… По последней информации личности двоих хозяев уже установлены. Получается, все эти годы чиновники закрывали глаза на явные нарушения, а спохватились, когда запахло жареным?
Представители ЧС говорят, что решить раз и навсегда вопрос о сносе опасных строений может только суд Карасайского района. А подавать исковые заявления на нерадивых застройщиков должны жители поселка, чьим домам угрожает оползень. Но все это – время, а гора может сползти вместе с коттеджами в любой момент!
Почему акимат не забил тревогу?
После всего увиденного и услышанного напрашивается вопрос: кто дал разрешение на строительство коттеджей этим людям?
“Давали местные власти, кто конкретно – выясняет прокуратура Карасайского района”, – говорит Андрей Плеханов.
Сложившаяся в поселке ситуация имеет немало общего со сходом оползня, происшедшего в 2007 году на дачном участке садоводческого товарищества “Энергетик” в том же Карасайском районе Алматинской области. Тогда оползень сошел из-под строящегося гражданином Ирана пятиэтажного дома, находящегося на возвышенности. Еще три года назад специалисты предупреждали: дальнейшее строительство дома может вызвать разрушение горы и как следствие – повторный оползень. Обещали добиться прекращения стройки. И что же? На этой неделе мы выехали в “Энергетик” и увидели: дом иностранца благополучно достраивается.
Выходит, управы на этого и подобных нарушителей казахстанского законодательства не могут найти ни суд, ни прокуратура, ни департамент по ЧС Алматинской области?
– В таких случаях департамент по ЧС не может привлечь хозяина к ответственности, мы делаем комиссионное обследование участка, выдаем его заинтересованным людям, они подают в суд при содействии местных властей, – продолжает Андрей Плеханов.
И опять замкнутый круг. Нам кажется, в числе “заинтересованных людей” в первую очередь должны быть государственные органы: акимат, прокуратура, МЧС, которые в очередной раз делают простых граждан заложниками этой ситуации, лукавя, что люди сами должны судиться с застройщиками гор.
В тему
Горы Алматинской области почти повсеместно подвержены оползням и обвалам. В Талгарском районе горы усеяны трещинами, в Карасайском все опасные склоны застроены коттеджами.
Пласт земли может двигаться со скоростью один-два сантиметра в год. А может обрушиться неожиданно, как случилось в Талгарском районе в 2004 году, когда гигантский оползень ночью накрыл многоквартирный дом и унес 29 жизней.
Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)