До принятия поправок в жилищное законодательство РК два шага: как их преодолеть - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
До принятия поправок в жилищное законодательство РК два шага: как их преодолеть

До принятия поправок в жилищное законодательство РК два шага: как их преодолеть

Парламент остановился в двух шагах от принятия поправок в жилищное законодательство, и пока там собираются с мыслями, шлифуют очередную порцию изменений, мы продолжим депутатам в этом помогать.

  • 29 Мая 2019
  • 984
Фото - Caravan.kz

Для тех, кто впервые слышит о грядущей коммунальной революции, рекомендуем прочесть наши статьи на сайте caravan.kz, массив информации большой, и просто так в двух словах не пересказать. Искать нужно номера с декабря 2017 года, именно с тех пор мы мониторим эту тему. Многое, о чем нами тогда писалось, было услышано в мажилисе и нашло отражение в первой порции поправок, принятых депутатами.

Напомним также, что после этого нами было опубликовано несколько статей (“КАРАВАН” от 19.04.2019 г. и 26.04.2019 г.), где мы апеллировали к сенаторам с просьбой досмотреть за своими коллегами из мажилиса, и если они что-то пропустят, то те могли бы их дополнить. Надеемся, что этого не понадобится и депутаты уже взяли на карандаш изложенные в материалах предложения.

Повторюсь, что сейчас, точнее, на момент написания этой статьи, идет подготовка к голосованию по пакету поправок № 2 в жилищное законодательство, проходят сбор и обработка новых предложений, более 500 уже одобрены мажилисменами, и вот-вот должно состояться очередное пленарное заседание, где будет решаться вопрос их принятия. Оттого, как вы понимаете, и торопимся помочь.

Глаз да глаз

Прежде всего хочется обратить внимание избранников на уже работающие в Алматы “Правила содержания жилищного фонда”, утвержденные решением ХХI сессии маслихата г. Алматы VI созыва (от 15.09.2017 г. № 151). На сегодняшний день ничего более толкового, понятного и подробного в жилищном законодательстве нет.

Причина появления правил проста: в канун выборов в парламент, оторопев от народного гнева на беспредел председателей КСК, партия “Nur Оtаn” дала отмашку провести по всей стране встречи с населением на местах, собрать весь негатив, проанализировать его и выдать предложения по реформированию ЖКХ. Что было сделано повсеместно, включая акимат Алматы: общественные сходы провели, гнев собрали и переработали, предложения сформулировали и отправили куда надо. Какие дивиденды сулят алматинцам новые "Правила содержания жилищного фонда"

Правда, не дожидаясь принятия поправок в законы, дело-то небыстрое, многое из предложенного было решено реализовать в жизнь. Естественно, строго в рамках ныне действующего законодательства. Поскольку мне в силу авторства проекта “Вся власть хозяину!” приходилось отсматривать весь поток инициатив по реформированию, то мимо не прошли ни сравнительная таблица к проекту закона от алматинской рабочей группы, ни сами правила. Обращаю внимание депутатов и сенаторов, что по неизвестным причинам столичные штучки, готовившие проект закона, направленного для принятия в парламент, отчего-то не включили ни одного предложенного пункта. Не хочется сейчас вновь переходить на личности, не та цель, но внимание парламентариев на этом факте хочется заострить.

Думаю, не будет большого греха, если мы вновь процитируем долго ожидаемые собственниками поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предлагаемые алматинской рабочей группой, тем более что они к депутатам не дошли.

Дополнение предлагается внести в статью 320: “Использование органом управления объекта кондоминиума денежных средств на цели, не согласованные на общем собрании собственников помещений (квартир) …”, “Нарушение органом управления объекта кондоминиума порядка избрания и/или переизбрания руководителя органа управления…”, “Нарушение органом управления объекта кондоминиума порядка сбора подписей собственников помещений (квартир), равно как подделка подписей и внесение корректировки”. Размер ответственности органа управления объединения собственников имущества (ОСИ) или управляющей компании не был определен, но, на наш взгляд, не стоит проявлять мягкотелость для данной категории дел и просто грозить пальчиком, мол, нарушишь – получишь “предупреждение”.

Нарушения серьезные, в Уголовном кодексе они иначе называются “мошенничество”, “подлог” и так далее, поэтому и наказание должно быть соответствующим, причем наказываться должно не ОСИ, а должностное лицо.

В Законе “О жилищных отношениях” необходимо продолжить зависимость ответственности от проступка и внести дополнение, что в случае нарушения председателем ОСИ законодательства в части ст. 320 КоАП, пункты такие-то, председатель ОСИ обязан сложить свои полномочия и не может быть избран или переизбран в течение пяти лет. Контроль возлагается на жилищную инспекцию.

По деньгам всё должно быть четко и жестко: орган управления обязан возвратить денежные средства, использованные на цели, не согласованные на общем собрании собственников помещений (квартир).

В противном случае мы получим пшик, думаю, здесь все взрослые люди и объяснять что-либо не нужно. Как и причину того, почему эти правонарушения для органов управления ОСИ или управляющей компании перекочевали из Уголовного в административный кодекс. Да потому что в уголовке без адвоката никуда, стоят они дорого, даже консультировать за так не станут, да и подобные дела мелковаты для хороших профессионалов, а неучи могут только всё завалить.

Поэтому очень разумно подошли к этому в Алматы, предложив: “Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе аким области, города республиканского значения и столицы, района (города республиканского, областного значения и столицы) и его заместители, а также руководитель или заместитель руководителя уполномоченного органа”.

Еще одно немаловажное предложение, касающееся неблаговидных дел управдомов.

Необходимо перекрыть им доступ к деньгам собственников для своей защиты в суде в случаях разрешения споров между органом управления ОСИ и собственниками помещений (квартир).

Перечень споров должен включать вопросы: нецелевое расходование средств, принудительное истребование документов, нарушение процедуры смены органа управления или его руководства, признание протоколов общих собраний недействительными. Какие тайны скрывают поправки в жилищное законодательство в Казахстане

Искусственный интеллект

Ну и не могли мы пройти мимо новой электронной игрушки разработчиков "Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства” (ЕИС ЖФ и ЖКХ), известную также, как “е-Шанырак”. Нам всем тоже она очень нравится, если, конечно, действительно будет способствовать прозрачности деятельности ОСИ или управляющей компании. Правда, для этого также нужны дополнения к предложенному реформаторами проекту.

Например, неясно, каким образом будет контролироваться своевременность “вывешивания” на сайт отчетов о доходах и расходах и информации по банковским счетам.

Сейчас Закон “О жилищных отношениях” также обязывает орган управления предоставлять всем собственникам отчеты о доходах и расходах, но кто это делает? Мы предлагали и предлагаем предусмотреть техническую возможность автоматического фиксирования нарушения по тем же принципам, как это сегодня действует при несвоевременной подаче налоговых отчетов. С той лишь разницей, что “красная кнопка” будет загораться не в налоговой, а на экране компьютера в местной жилищной инспекции с автоматическим формированием уведомления о злодеянии.

К слову, в Алматы уже была не одна попытка обязать местные КСК выкладывать отчеты на сайтах различных организаций, но послушались не все, и даже те, кто поначалу был паинькой, вскоре свернули это дело. Так что контроль, контроль и неотвратимость наказания.

Второй важный момент – проведение общего собрания или голосования с использованием Единой информационной системы “е-Шанырак”.

Необходимо предусмотреть возможность досрочного голосования на бумажном носителе. Не может по каким-то причинам собственник проголосовать, не успел обновить/получить ЭЦП, нет компьютера – не лишать же его права голоса. В этом и других случаях у него должно быть право направить в письменном виде свое волеизъявление.

Вопрос, куда направить: в российском жилищном кодексе, откуда, в общем-то, и вышел отечественный вариант, предусмотрено наличие “Администратора общего собрания”, то есть структуры, далекой от управдома и управляющей компании, которая контролирует беспрепятственность процесса голосования и куда собственники досрочно направляют свои решения по вынесенным вопросам.

Администратор вручную вносит “позицию” обратившегося собственника, а само его/их письменное обращение, точнее, электронный образ, “вывешивает” на сайте.

Все всё видят, всё прозрачно и понятно. В кодексе также предусмотрена ответственность “Администратора общего собрания” по всем аспектам его деятельности.

К слову, при наличии подобной структуры переход на элект-ронное голосование и сама цифровизация ЖКХ намного бы ускорились.

Другой аспект – продолжительность голосования. Нами предлагается не изобретать велосипед, а использовать российский опыт и предусмотреть возможность для собственников голосовать не менее пяти дней без перерыва. При этом в объявлении о проведении срока голосования необходимо обязать орган управления указывать время, с какого и по какой час они могут это сделать. Собственников заставят быть счастливыми: новые задумки реформаторов ХЖК

Теперь о правах собственников.

Мы не увидели права собственников размещать материалы либо обращения для ознакомления других владельцев перед проведением общего собрания/голосования.

Иными словами, если мы переводим общее собрание в электронный формат, то все желающие должны иметь возможность выступить и ознакомить “собравшихся” со своей позицией и теми документами или исследованиями, которые были ими произведены, процесс в онлайне должен быть тождествен процессу в офлайне. Иначе мы получим что? Вот и я об этом…