Дмитрий БОЙКО: Кому выгоден “жилищный оброк”? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дмитрий БОЙКО: Кому выгоден “жилищный оброк”?

Дмитрий БОЙКО: Кому выгоден “жилищный оброк”?

Поправки в Закон “О жилищных отношениях”, обязывающие всех собственников квартир в многоэтажных домах ежемесячно откладывать деньги на ремонт этих самых домов, вызвали шквал негодования среди старшего поколения карагандинцев. Активисты взялись собрать подписи под обращением против нововведения и планируют направить протест в эпистолярном жанре в Администрацию Президента РК.

  • 25 Сентября 2015
  • 3349
Фото - Caravan.kz

О том, что именно не устраивает карагандинцев в вышеназванной реформе, рассказал один из “отцов” данного протестного движения – известный в шахтерской столице общественный деятель, почетный гражданин города Дмитрий БОЙКО.

– Мы, казахстанцы, отличаемся поразительными равнодушием, немотой и безмолвием при нарушении своих прав и свобод, – высказал свою точку зрения наш собеседник. – Мы позволяли и позволяем принимать нормативные акты, влекущие нелегкие для нас последствия. Так, в 90-е годы прошлого столетия не было выполнено постановление правительства о ремонте ветхих жилых домов. В течение нескольких месяцев была осуществлена массовая приватизация жилого фонда, подобной которой история не знает. Мы тогда промолчали. Далее, в период приватизации квартир всех казахстанцев наделили жилищными купонами. На выкуп жилой площади из семьи ушло в среднем около 25–30  процентов этих купонов, на остальные, по заверениям чиновников, мы должны были приобрести акции приватизируемой государственной собственности. Результат: около 90  процентов жилищных купонов стали никому не нужными фантиками. Лишь несколько процентов “шустрых” граждан воспользовались нашей немотой. И еще. В тех же лихих девяностых нам выдали инвестиционные купоны и также уверяли, что за счет них мы все станем собственниками приватизируемых объектов. Это лукавство постигла та же участь, что и жилищные купоны. И это стерпели. Теперь получили в наши дни новую “реформу”.

– Вы хотите сказать, что новый вид платежа – очередной способ облапошить население?

– Судите сами: в договорах о приватизации квартир записано, что мы являемся собственниками только квадратных метров. Следовательно, общедомовая собственность является государственной. Но нас в законодательном порядке обязали содержать крыши, чердаки, подвалы, коридоры, фасады … Можно было бы продолжить этот перечень. Видя наше равнодушие, и ввели вышеназванный “оброк” на ремонт домов.

– Ой ли? Так уж и “оброк”?

– А разве нет? Правительство и парламент, как уже стало традицией, без учета мнения единственного источника власти и их работодателя – народа – кулуарно внесли изменения и дополнения в ст. 31 Закона “О жилищных отношениях”. Их основная суть сводится к следующему. Собственники квартир в многоэтажных домах обязаны ежемесячно вносить на сберегательные счета денежные средства по формуле: общая площадь квартиры, умноженная на 0,02, умноженная на величину МРП данного года. В 2015 году это составит 40 тенге за каждый квадратный метр. Сберегательные счета руководители кондоминиумов обязаны открыть на каждый дом отдельно в банках второго уровня, т. е. в частных банках, принадлежащих соответствующим физическим лицам. Расходование денег со сберегательного счета осуществляется только по решению общего собрания, принятому большинством голосов от общего количества собственников и закрепленному протоколом этого собрания. Сумма ежемесячного взноса определяется на общем собрании собственников квартир, но она должна быть не менее 0,02 МРП в данном году.

– Но ведь деньги, о которых мы говорим, планируется потратить на ремонт объектов кондоминиума!

– Да, но… Кто обосновал сумму ежемесячных платежей, которые в связи с увеличением в среднем на 9 процентов величины МРП ежегодно также будут увеличиваться? Если в 2015 году за квадратный метр оплата составит 40 тенге, то в 2020 году она увеличивается до 58–60 тенге. Почему в России, где введена аналогичная система, в среднем оплата меньше, чем у нас, в несколько раз? Почему счета для ремонта жилых домов должны быть открыты в частных банках, доверие к которым у населения, мягко скажем, не очень большое. Напомню, что семь лет назад именно налогоплательщики через бюджет спасли от краха несколько банков, что им обошлось в миллиарды долларов США. Нет абсолютно никаких гарантий, что не произойдет финансовая афера с накопленными гражданами деньгами, и они не пропадут.

– Как же они пропадут с банковских счетов?

– С учетом того, что жилой фонд Казахстана составляет 275–280 миллионов квадратных метров, нетрудно подсчитать, что банкиры за счет средств на капитальный ремонт будут получать ежемесячно около 10–12 миллиардов тенге, за год – 120–140 миллиардов. Плюс к этому – около 5–7 миллиардов за обслуживание счетов. Кроме того, из накоплений будут давать кредиты – как минимум под 10 процентов годовых. Для частных банков это стабильный, очень прибыльный постоянный тенговый дождь. Ремонт каждого дома ориентировочно будет проводиться через 20 лет. Многие квартиросъемщики, особенно пенсионеры, до этого времени не доживут, и внесенные ими сотни тысяч тенге окажутся потерянными, ибо их возврата или наследования родственниками в законе не предусмотрено.

– Но ведь речь идет не о таких уж больших суммах…

– Смотря с чьей точки зрения. Внесение установленных сумм ежемесячной оплаты для многих семей будет непосильным, особенно для пенсионеров, около 30 процентов которых получают пенсию в сумме примерно 35–37 тысяч тенге.

– В таком случае от данного новшества в выгоде останутся банки, как вы считаете?

– Это очевидно. Предполагаю, что очень “плодотворно” поработали банковские лоббисты, в том числе в парламенте. Наверное, от огромных сумм им тоже кое-что перепадет. А вот нам все время будет тревожно.

– Так что же должно сделать государство, чтобы застраховать своих граждан от этой тревоги?

– Отвечу вопросом на вопрос. Почему дома, построенные в доперестроечные времена, без ремонта обходились по пятьдесят и более лет, а возведенные ныне нередко разваливаются сразу после  постройки? Может, вместо того, чтобы облагать скромно живущих граждан жилищным “оброком”, надо ужесточить требования к строительным компаниям и госкомиссиям по приемке вводимого жилья?

– Вы искренне полагаете, что казахстанцы могут в данном случае заставить чиновников дать “задний ход”?

– А вы вспомните, как несколько лет назад благодаря сбору и направлению Президенту страны большого количества подписей удалось отодвинуть сроки увеличения возраста выхода на пенсию женщин! Поэтому, полагаю, сейчас лидерам общественных организаций, политических партий имеет смысл подготовить текст обращения к Нурсултану Назарбаеву и собрать под ним тысячи подписей. А в ходатайстве предложить: сократить в 3–4 раза величину ежемесячной платы на ремонт жилых домов, аккумулировать деньги на ремонт не в банках второго уровня, а в открытых в каждом городе специальных фондах, в правлении которых будет большинство грамотных квартиро­съемщиков. До этого необходимо провести общественные слушания по данному вопросу с тем, чтобы рассмотреть другие вопросы, вызывающие сомнение у граждан.

– На это потребуется время. А поправки действуют уже сейчас. Так что же – отдавать “жилищный оброк”, пока ситуация не разрешится?

– К сведению земляков: в ныне действующем законодательстве пока отсутствует наказание за то, что жильцы не провели ремонт дома, а следовательно, и за ежемесячную неоплату за ремонт дома.

Караганда