Диагноз: гиперэмоциональность - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Диагноз: гиперэмоциональность

Диагноз: гиперэмоциональность

Влияние виртуальной информации на пользователей, выявление и нейтрализация ложного и деструктивного контента, феномен кибербуллинга – такие темы обсуждали участники 8-го форума “Развитие интернет-сферы в Центральной Азии. InternetCA-2017” в Алматы.

  • 30 Мая 2017
  • 2002
Фото - Caravan.kz

Судья для “Фейсбука”

“Как развивать дальше Интернет, чтобы он приносил пользу, с одной стороны, и не пугал власть имущих – с другой?” – этим вопросом Диана ДИГОЛ, заместитель главы офиса программ ОБСЕ в Астане задала тон всему форуму. Действительно, еще несколько десятков лет назад было сложно представить, какое влияние на реальность будет оказывать виртуальное пространство, как будет изменять ее и адаптировать. Сегодня многие привычки, связанные с Интернетом, вошли в обиход.

Правда, все чаще поднимаются вопросы безопасного пребывания в Сети и возможностей регулирования этой сферы. Томас ХЕЛЬМ, директор представительства фонда имени Конрада Аденауэра в Казахстане, подчеркнул, что те же проблемы, которые несет Казнет, актуальны и для Германии. Буквально на прошлой неделе в немецком бундестаге обсуждали, как на законодательном уровне остановить язык вражды, проявление расизма и дискриминации в Сети.

– Сама идея остановить это импонирует всем, но это очень и очень сложно сделать, – говорит он. – Мы за то, чтобы неправомерный контент был удален, но кто станет судьей в “Фейсбуке”, который скажет: это разжигание розни и дискриминация, а это сатира и черный юмор? Ведь мир не черный и не белый, он, скорее, серый.

Бэлла ОРЫНБЕТОВА из ЕНУ имени Л. Гумилева уверена, что с помощью Интернета мы стали больше нарушать права других людей, в том числе с помощью кибербуллинга (виртуальная травля отдельных пользователей). Те, кто это практикует, как правило, пишут под фейковыми аккаунтами. Некоторые до сих пор наивно полагают, что если они спрячутся под анонимным ником, их не идентифицируют.

– Хейтеры (склочники) настроены, чтобы вытолкнуть вас за определенную черту, принести вам боль и оскорбления, почему-то они получают от этого удовольствие, – говорит Бэлла Орынбетова. – Они себя считают судьями в социальных сетях. К сожалению, становится привычным шантаж в Сети. Людям нужно объяснять, что мнение какого-то тролля не должно быть для них значимым. На сегодня тролли чувствуют свою безнаказанность, и это необходимо пресекать.

Нападки можно игнорировать, но лучше им противодействовать – можно пожаловаться в комитет государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации министерства информации и коммуникаций РК, а также непосредственно администрации самих социальных сетей.

Известный адвокат и активный пользователь соцсетей Джохар УТЕБЕКОВ из Алматинской городской коллегии адвокатов исследовал феномен популярности обсуждения резонансных уголовных дел в Интернете. И пришел к выводу, что местная аудитория участвует в таких разговорах, оставляя комментарии и лайки, потому что:

  • идет повсеместное проникновение Интернета;
  • это своего рода сублимация ввиду отсутствия политической жизни;
  • наше общество гиперэмоционально, аудитория в первую очередь отдается эмоциям, а потом уже фактам;
  • накопилась усталость от коррупции и властного произвола, поэтому народ бурно реагирует на задержание чиновников.

Дорогие “шутки”

Участники форума много говорили также о недостоверной и ложной информации, ее потенциальной опасности для общества.

– Наверное, каждый получал по соцсетям или через мобильные мессенджеры рассылки о грядущих бедствиях, катастрофах, об апельсинах и бананах, накачанных кровью ВИЧ-инфицированных, о зараженных мандаринах из Китая, – говорит Михаил КОМИССАРОВ, заместитель председателя комитета государственного контроля в области связи, информатизации и СМИ РК. – Зачастую в качестве источника слуха указываются друзья, знакомые, работающие в МВД, минздраве, других органах в системе гос-управления, это характерно для информации, которая тиражируется в мессенджере. Часто слухи, связанные с безопасностью детей, тиражируются самими преподавателями, которые, не проверив, подхватывают эту информацию. Однажды появившись, такие слухи воспроизводятся с определенной периодичностью. Зачастую подобного рода информация передается неосознанно, без какого-либо злого умысла, может, даже в качестве шутки. Но, к сожалению, есть случаи, когда распространение заведомо ложной информации оказывало значительное негативное воздействие на население. Даже одна неудачно брошенная фраза в условиях ЧС способна нанести непоправимый урон, спровоцировать панические настроения в обществе. Если раньше был распространен телефонный терроризм, когда ученики школ или студенты звонили на “02” от нежелания сдавать экзамены, то сейчас это все перекочевало в Интернет, в социальные сети, и там активно распространяется.

За такие “шутки”, то есть за распространение заведомо ложной информации, законом предусматриваются как значительные штрафы, так и реальные сроки лишения свободы (вплоть до 10 лет).