– Несколько лет назад мы поделились опытом проведения соревнований на международной конвенции в Москве, – рассказывает PR-менеджер клуба “AQUABABY.KZ” Елена КУКЛИНА. – И вслед за нами их стали проводить другие клубы СНГ. Но именно наши специалисты разработали спортивные нормативы для малышей разных возрастов, ставшие основой.
В нынешних декабрьских соревнованиях 2019 года приняли участие около 300 детей из Алматы и области, из них около 30 – особенные.
И, как водится, в клубе появились 72 новых мастера спорта по грудничковому и 12 мастеров спорта по малышковому плаванию, 105 маленьких кандидатов в мастера спорта. То, что умеют эти дети, под силу далеко не каждому взрослому. Многие родители чемпионов теперь тренируются, чтобы не отставать от своего ребенка! И восхищения достоин каждый!
Проигравших здесь не бывает!
Грудничковое плавание – это мощное оздоровление, раннее развитие и прекрасная возможность для родителей получить новую профессию – стать первыми тренерами для своих детей. Уже в год-полтора малыши, которые еще толком говорить не научились, выполняют сложнейшие нормативы: ныряют с плотика, проплывают под водой сквозь тоннели и арки, достают со дна игрушки, кувыркаются в воде. И по результатам соревнований получают первые в своей жизни настоящие спортивные разряды.
В соревнованиях учитывается всё: продолжительность задержки дыхания, способность нырнуть и достать со дна бассейна игрушку, суметь проплыть несколько метров самостоятельно, чтобы потом очутиться в заботливых маминых руках.
Наравне с обычными здесь участвуют и особенные детки. Малыши с ДЦП, синдромом Дауна, генетическими патологиями и другими сложными диагнозами. Причем многие делают это наперекор прогнозам врачей, вода в буквальном смысле ставит таких детей на ноги.
Врачи тоже – “за”
– Я скажу вам, что ребята в “AQUABABY.KZ” – молодцы! – высказывает свое мнение член Европейской федерации неврологов, MD, MBA, PhD, детский невролог из Алматы Константин ПУШКАРЕВ. – Всегда есть две стороны медали. Возможно, что в какой-то степени это нагрузка на организм ребенка. И есть такие опасения, что он, мол, может воды нахлебаться. Но дело в том, что у малыша до года, например, еще силен рефлекс задержки дыхания. Как только вода попадает на рецепторы носа и он не сможет вдохнуть, дыхание у него тут же перекрывается. Это первое, что уберегает. Потом инструктор, начиная заниматься с ребенком, погружает его в воду не сразу. Сначала малыш привыкает к ней. Если ему это нравится, продолжают занятия.
Если это доставляет стресс, процедуры отставляют, потому что во время стресса организм малыша работает несколько по-другому. Его энергетические ресурсы истощаются, соответственно он может и пропустить этот глоток воды.
Поэтому, прежде чем нырять и заниматься такой аквааэробикой, надо научить ребенка правильно дышать и задерживать дыхание, приучать к процессу погружения в воду постепенно. И только потом он начинает плавать.
Второй момент, о котором я всегда говорю родителям: прежде чем идти на какой-либо вид спорта, а грудничковое плавание – это не массаж, не ЛФК, а спорт, который с рождения прививается ребенку, то нужно пройти определенное обследование, так называемый чекап. Сдать необходимые анализы, проконсультироваться с педиатром, невропатологом и узнать, насколько малыш готов. Если он действительно готов и у него нет патологий, которые мешали бы ему заниматься, без проблем – вперед!
– Но многие патологии именно здесь и корректируют…
– Да, ДЦП, какие-то неврологические заболевания, пороки развития. К примеру, плавание хорошо влияет на все группы мышц при ДЦП. Тактильная чувствительность в воде запускает процесс реабилитации. Кроме того, мы постепенно приучаем сердечную мышцу, мозг и сосуды к определенным нагрузкам и поступлению большего объема кислорода. Пребывание ребенка в воде, в состоянии, близком к невесомости, помимо прочего способствует развитию его умственных способностей, когнитивных (познавательных) функций. Я считаю, всё это очень благотворно влияет на малыша.
Главное, чтобы родители хотели
– А подлежат ли коррекции ментальные, психические расстройства у детей аутического спектра?
– Главная проблема детей с аутическим спектром – очень низкая физическая подвижность, – рассказывает детский невролог клуба “AQUABABY.KZ” Екатерина РОГОВА. – То есть у них очень мало целенаправленных действий. Плавание как раз и учит их этому. Плюс сама физическая активность запускает все обменные процессы, в том числе в нервных клетках. У ребенка появляется положительная энергия для большей усидчивости на занятиях, выполнения упражнений, которые ему предлагает инструктор на коррекционных занятиях. Если родители приводят его плавать с утра, а потом часам к 10–11 ведут на коррекционные занятия, это заставляет ребенка лучше концентрироваться. И такие дети лучше обучаются.
– То есть до нормы они не дойдут, но могут приблизиться к ней?
– Да. Но мы улучшим состояние ребенка однозначно. Сможем его закалить, он будет меньше болеть, соответственно меньше пропускать занятия. Мы подготовим его физически, плюс вода – главный фактор мозжечковой стимуляции и сенсорной интеграции. Дети при таких условиях в сфере чувств и ощущений развиваются быстрее. Включается их резервный потенциал. Главное, чтобы родители хотели ими заниматься. Не все сразу видят результат, потому что он наступает спустя 3–4 месяца постоянного посещения бассейна. А фитнес-режим у нас – строго 3 раза в неделю.
– И много таких устойчивых родителей?
– Много. Вот, например, один ребенок с мамой ходят к нам уже третий год. Мальчику уже 5 лет. И он защищает звание кандидата в мастера спорта по малышковому плаванию. Выполняет много упражнений, не свойственных для его диагноза (задержка психомоторного развития, ДЦП и спастический тетрапарез). За три года научился самостоятельно плавать, у него очень хорошая длительная задержка дыхания под водой – порядка 15–18 секунд. Соответственно, это сказывается на развитии его речи. Он уже хорошо говорит, рассказывает стихи, поет песни. Что происходит в организме беременной в бассейне
В последнее время всё чаще проявляются так называемые редкие генетические заболевания. Наряду с распространенным синдромом Дауна у нас плавают детки с синдромом Ангельмана (он же синдром Петрушки, или синдром счастливой куклы).
Появилось много генетических заболеваний, связанных с обменом веществ, аминокислотными нарушениями. При этом ухудшается энергетический обмен, возникают слабость мышц и задержка психомоторного развития.
– А как мышцы связаны с психикой, развитием речи и мышления?
– Головной мозг – главный генерализатор в организме. От его состояния зависят не только соматическая система, внутренние органы, но и мышечная система.
– Если развивать мышцы, можно ли запустить процесс развития головного мозга?
– Мы можем действовать путем обратной связи, воздействуя на рецепторы кожи, мышц и суставов, это называется проприорецепция (способность ощущать положение частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве). И вода, раздражая эти рецепторы, запускает нервные процессы в головном мозге.
– А врачи-педиатры оценили ваши усилия по оздоровлению детей?
– Многие, в том числе и очень известные врачи, сейчас отправляют к нам самых тяжелых деток. Почти во всех своих назначениях они пишут – грудничковое плавание, гидрокинезотерапия, гидрореабилитация. Поэтому все особенные детки в принципе приходят к нам.
– Вы можете привести случаи самых радикальных положительных изменений после проведения гидрокинезотерапии?
– У нас плавал малыш, которому сейчас чуть больше 3 лет. Он родился весом 660 граммов. Сильно недоношенный, маленький. Почти 4 месяца его выхаживали в отделении интенсивной терапии. Слава богу, у него не было каких-то дополнительных соматических заболеваний. Единственное, были органические изменения в головном мозге. Но это не помешало малышу встать на ножки. Сейчас он уже начинает произносить первые слова, стал большим помощником мамы, помогает ей по дому прибираться, пылесосить. Бегает, прыгает, еще и развлекает других малышей. В бассейне он плавает, ныряет. А когда-то начинал с ванны.
Наши инструкторы выезжали к нему домой, проводили динамическую гимнастику, массаж, лечебную физкультуру и обязательно водные процедуры в условиях домашней ванны.
После того как ребенок набрал вес больше 6 килограммов, он перешел в малую чашу нашего грудничкового бассейна. Там мы с ним занимались гидрореабилитацией, выполняли лечебную гимнастику в воде, учили нырять, работая на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. А когда мальчик приобрел определенные навыки, перешел в большую чашу в инклюзивную группу. Теперь выполняет все упражнения наряду со здоровыми детками.
АЛМАТЫ