По закону к тыловикам могут быть причислены лица, имеющие не менее шести месяцев стажа работы в годы войны. Причем это должно быть официально отмечено в трудовой книжке. В годы войны вместе со взрослыми работали дети, но им никто не начислял трудодни, трудовой книжки у них тоже не было в силу малолетства. И теперь доказать факт работы многим не представляется возможным.
– Одной автобиографии заявителя недостаточно,– сообщили “КАРАВАНУ” в областном центре по выплате пенсий. – Нужны подтверждающие документы, свидетельские показания, архивные данные.
Жусуп КЕНЖЕГАЛИЕВ родился в 1936 году, во время войны, начиная с 7 лет – в 1943–1945 годах – работал вместе с остальными детьми в колхозе Талпын Чапаевского района Уральской области. Пас колхозный скот, летом на волах возил урожай с поля на ток, зимой смотрел за колхозными телятами, убирал навоз, а весной занимался отловом грызунов для защиты посевов от их нашествия. Работал он вместе со старшими братом и сестрой, которых уже нет в живых. Жителей колхоза, которые также трудились в ту пору, найти сейчас непросто – одни скончались, другие переехали в другие места. Но в выплатном центре с первого раза принимать документы отказались, посоветовав искать свидетелей.
Но разве дети войны, вместе со взрослыми испытавшие все трудности тех лет и с юных лет трудившиеся во имя Победы, не заслуживают почестей и сострадания со стороны государства? Ведь в Приуралье многим из них, ввиду того, что живых свидетелей уже не осталось, доказать свой труд просто невозможно. Чиновники же заученно твердят: не положено. Неужели среди этих представителей государства нет тех, кто поможет детям войны – ныне давно уже старикам, не чувствовать себя за гранью сострадания?
Уральск