“Дело учителя”: за гранью здравого смысла - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Дело учителя”: за гранью здравого смысла

“Дело учителя”: за гранью здравого смысла

Стены Карагандинского межрайонного суда по уголовным делам еще не видели такого числа детей. В понедельник, 3 октября, здесь зачитывался приговор их учителю физики – педагогу СШ № 86 Юрию ПАКУ.

  • 5 Октября 2016
  • 37404
Фото - Caravan.kz

Бомба… замедленного действия

Эта история началась 14 апреля 2015 года. В 11 часов 52 минуты в Центр оперативного управления (ЦОУ) ДВД Карагандинской области поступил звонок. Неизвестный сообщил, что собирается заложить бомбу в ЦУМ из-за того, что “ни за че отсидел 10 лет”. По тревоге были подняты службы оперативного реагирования, но никакой бомбы в здании не нашли.

Зато полицейские очень быстро нашли подозреваемого в совершении этого правонарушения. Им оказался… учитель физики СШ № 86 Юрий Пак. Следователи утверждали, что именно с его телефонного номера был совершен злополучный звонок. В телефонной книге смартфона учителя действительно отразился набранный номер – “112”, однако время разговора составляло 6 секунд, а звонивший в ЦОУ разговаривал с оператором 2 минуты 43 секунды. Тем не менее следствие настаивало – именно педагог совершил акт телефонного терроризма.

На суде эта “неувязка” была озвучена адвокатами подсудимого, предоставлены документы от провайдеров телефонной связи – АО “Казахтелеком” и “Теле-2”, но при вынесении решения судья, судя по всему, больше доверилась заключению экспертизы. К слову, две из проведенных фоноскопических экспертиз свидетельствовали в пользу подсудимого. А вот результаты двух последних, проведенных в Алматинской лаборатории судебной экспертизы, утверждали: голос звонившего совпадает с голосом Юрия Пака. Хотя во время прослушивания записи в суде все присутствовавшие в зале с возмущением констатировали: голос, манера речи, интонации звонившего не имели ничего общего с речевыми особенностями педагога. Да и мотива преступления так и не было выявлено. То есть для чего уважаемому в коллективе и среди учеников педагогу, отцу двоих детей, любящему и любимому мужу, понадобилось “шутить”, суд так и не выяснил.

Улики и свидетели

В ходе разбирательства было опрошено множество свидетелей, большинство из которых были уверены в невиновности подсудимого и до последнего ожидали оправдательного приговора для него.

Учителя школы, где работал Юрий, утверждали: в момент совершения звонка он перетаскивал парты с учителями и никаких звонков не совершал. Адвокат Пака Сергей КИМ предоставил свидетельства экспертов телефонных компаний и специалистов по IT-технологиям, которые утверждали: программное обеспечение любого смартфона легко взломать и внести вирус, который позволит совершить любое действие с этого устройства, в том числе и звонок. Он заявлял ходатайства, в которых требовал провести не просто сравнительную экспертизу голоса на записи полицейских с голосом его подзащитного, но и установить по голосу примерный возраст, образование, национальность и т. д. Однако эти ходатайства были отклонены судом.

Накануне оглашения приговора, опираясь на свидетельства сотрудника ДЧС, адвокат сделал вывод: роковой звонок был сделан с… телефона ДЧС Карагандинской области. Для того чтобы проверить эту версию, он ходатайствовал о вызове в суд представителей компании “Казахтелеком” и о проведении следственного эксперимента. Однако судья эти ходатайства также отклонила. Не нашли отклика и утверждения защиты о том, что сама фоноскопическая экспертиза, как и следствие в целом, были проведены с множеством нарушений и грубых ошибок.

Тем не менее по мере продвижения судебного процесса к завершению число сторонников Юрия Пака среди простых карагандинцев росло с каждым днем. В соцсетях была развернута компания в его поддержку с хэштегом #УчительНеВиноват!

Цена процесса – жизнь матери…

Нашумевшее “дело учителя”, обвиненного в лжетерроризме, вызвало шквал общественного негодования, а потому на протяжении всего судебного разбирательства, длившегося более полугода, на каждом заседании присутствовали слушатели – люди, которые хорошо знают Юрия и твердо уверены в его невиновности. Тем не менее такого количества сочувствующих, пришедших поддержать учителя в день оглашения приговора, не ожидал никто. Педагоги, ученики, их родители перед началом последнего судебного заседания встретили Юрия радостно, с блеском надежды в глазах. Дети окружили Юрия плотным кольцом, желая ему услышать справедливое решение. Каждый из учеников стремился подойти поближе, взять педагога за руку, заглянуть ему в глаза, подбодрить, пожелать удачи.

– Я хочу всем сказать спасибо за вашу поддержку! – с крыльца здания обратился к пришедшим Юрий. – И даже не от себя, а от своей мамы. Я верю, что ее смерть была не напрасна. Спасибо вам всем от моей мамы!

Новость о том, что накануне, 2 октября, мама учителя скончалась от онкозаболевания, передавалась шепотом среди учеников. В своем последнем слове Юрий Пак сообщил: врачи считают, что именно психологическое потрясение стало детонатором в механизме распространения метастаз.

Приговор со слезами на глазах

Всех желающих поддержать подсудимого не смог вместить даже самый большой зал суда. Сочувствующие полностью заполнили зал заседаний – люди стояли у окна, в проходах и у дверей. Ученики и их родители остались за закрытыми дверьми в фойе, во дворе здания суда. А потому большая часть пришедших не смогли услышать приговор, который оглашала в зале судья Алия ЖОШЕВА: “Суд приговорил Пака Юрия Дмитриевича признать виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 273 УК РК и назначить ему наказание по ней в виде лишения свободы сроком два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Избрать в отношении Пака Юрия Дмитриевича меру пресечения в виде содержания под стражей. Взять его под стражу в зале судебного заседания…”.

После этих слов зал тихо ахнул, послышались сдавленные рыдания. Юрий, сдерживая себя, крепко обнял стоявшую рядом с ним супругу Ольгу, что-то шепча ей на ухо. Судебные приставы надели наручники на учителя.

Судья вышла из зала, не поднимая глаз, протиснувшись в толпе, молча прошла через турникет и поднялась наверх. А закованного в наручники Юрия ученики встретили рыданиями и аплодисментами.

Урок для детских душ… или испытание?

…Дети плакали. Искренне, с горечью, обнявшись, группами и поодиночке. В этот день закончилось их детство – беззаботное и полное веры в жизненную справедливость.

“Как жить в стране, где любого могут посадить ни за что?”, “Он же не виноват, и все это знают! За что?!”, “Как теперь жить?”… Детские голоса тонули во всхлипываниях и чувстве безнадежности.

– Не было ни одного адекватного доказательства вины Юрия Пака. Это самый лучший, самый грамотный учитель в школе, который очень грамотно разговаривает на русском. А на представленном в суде аудио – безграмотная речь. Там явно не он, не его голос, – расстроенно высказалась мама восьмиклассницы Юлия БИРЮКОВА.

Родители предложили начать сбор средств, чтобы помочь семье Юрия погасить суммы исков, судебных издержек и экспертиз.

– Я никогда не забуду его фразу: “Если на вашем пути встретилась хоть какая-то несправедливость – боритесь с ней до конца”, – едва сдерживая рыдания, сказала ученица 10 “В” класса Александра МУДРОВА. – Мы будем бороться до конца. Это только первый бой – первая инстанция. Мы не сдадимся.

В ближайшее время адвокаты Юрия Пака намерены обжаловать приговор в апелляционной инстанции.

В среду, 5 октября, состоялись похороны матери Юрия Пака. Осужденного учителя привели на панихиду, прикованным наручниками к конвоиру. “Словно какого-то страшного рецидивиста”, – сквозь слезы шептали люди в толпе. Наручников с Юрия не снимали на протяжении всего времени прощания, да и проводить мать в ее последний путь на кладбище не позволили.

КАРАГАНДА