В № 37(670) от 25 сентября в материале “Бред оправдывает средства” “КАРАВАН” рассказывал об абсурдной ситуации, в которую попали более 1 200 бизнесменов областного центра.
“Так в законе написано?”
Несмотря на то что рекламный скандал затронул большое количество предпринимателей и вызвал серьезный резонанс в обществе, разбор полетов провели на совещании в акимате Костаная. Но журналисты узнали о прошедшем мероприятии из соцсетей.
“По итогу заседания принято решение отделу архитектуры и градостроительства отозвать ранее поданные сведения за период с декабря 2019 года по август 2020 года, – написал на своей официальной странице в Instagram аким Костаная Кайрат АХМЕТОВ. – В ближайшее время будет создана рабочая группа с участием представителей НПП “Атамекен” и уполномоченного органа в сфере размещения визуальной рекламы. Ее цель – отработать с каждым предпринимателем, размещающим наружную рекламу или вывеску, на приведение в соответствие с законодательством РК. Таким образом, рабочая группа будет разбираться с каждой ситуацией индивидуально”.
– Аким сказал, что налог начислен с нарушением закона, – рассказала о прошедшем мероприятии владелица парикмахерской Татьяна НОВИКОВА. – На совещании выяснилось, что никто не проводил замеров вывесок, а их размеры на глаз определяли по фотографиям. Остался открытым вопрос, что власти считают рекламой. У чиновников глупые оправдания. Аким спросил у руководителя отдела архитектуры: что, по его мнению, является рекламой. Ерлан КАЗИЕВ ответил: “Вот я иду мимо, вижу баннер, он привлек мое внимание, значит, это реклама”. Аким спрашивает: “Так в законе написано?” В ответ прозвучало, что нет.
“За восприпятствование бизнесу”
С такой формулировкой возбудили дисциплинарное дело в отношении руководителя отдела архитектуры. Об этом сообщили на заседании совета по защите прав предпринимателей Костанайской области.
– Работа госорганом была проделана поверхностно, – отметил председатель совета по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимир ШАКУН. – С предпринимателями не поработали, не дали им обжаловать. Здесь одним махом затронуты интересы 1 251 предпринимателя. Все они оказались в сложной ситуации – некоторые даже заплатили долги, чтобы разблокировать счета. Нам что, социальный взрыв нужен? При этом нарушение интересов бизнеса происходит в количестве тысяч, а должностных лиц к ответственности привлекают единицы. Вот в чем проблема. Кто-то явно нарушил требования Закона “О рекламе”. Принципиальную оценку надо дать. Полагаю, что мы должны поставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
По словам заместителя руководителя департамента по делам госслужбы Костанайской области Ерлана САЛЫКБАЕВА, в отношении руководителя отдела архитектуры акимата Костаная было возбуждено дисциплинарное дело.
– Оно возбуждено по факту нарушения законодательства о госслужбе, выразившемся в явном воспрепятствовании предпринимательской деятельности, – пояснил Ерлан Салыкбаев. – В настоящее время проводится служебное расследование. Его итоги будут готовы в ближайшее время. Поэтому в первой декаде октября мы планируем принять окончательное решение на заседании совета по этике.
Оплата была недобровольной
К такому выводу пришли сотрудники городской прокуратуры, которые занялись расследованием. По подсчетам прокуроров, ущерб костанайских предпринимателей, которым незаконно начислили налог на рекламу, составил 35 миллионов тенге. Именно столько уже заплатили бизнесмены, чтобы избежать блокировки банковских счетов.
Как выяснили в прокуратуре, не все предприниматели расстались с деньгами добровольно. Например, в июле 2020 года с личного счета владельца торгового дома по ул. Алтынсарина без разбирательств были сняты деньги на сумму 132 830 тенге. Кроме того, уже 11 сентября УГД г. Костаная снова начислило ему задолженность за рекламу, но уже на 334 744 тенге. Между тем на здании его торгового центра висят лишь вывески, которые не являются рекламой. И таких примеров много.
– Другой предприниматель – владелец бизнес-центра по ул. Амангельды – пояснил, что сдает в аренду помещения своего здания нескольким арендаторам, – рассказали в прокуратуре. – В сентябре он узнал о наличии налоговой задолженности по размещению объектов наружной рекламы на сумму более 300 тысяч тенге. С указанными начислениями предприниматель не согласился, но на основании незаконного письма руководителя отдела архитектуры Ерлана Казиева управление государственных доходов по городу Костанаю, заблокировало его счета, чем парализовало деятельность. Но реклама была размещена на фасаде здания не им, а арендаторами, и причем большая ее часть является вывесками, а не рекламой согласно статье 11 Закона “О рекламе”.
Пишите письма
Такую рекомендацию предпринимателям дали эксперты. Если они считают, что были нарушены их права, они в любое время могут обратиться к сотрудникам прокуратуры или палаты предпринимателей. На сайтах НПП РК “Атамекен” и прокуратуры области размещен список специалистов с контактными данными. Кроме того, в сентябре под председательством прокурора области провели оперативное совещание, на нем было дано поручение активизировать деятельность мобильных групп по защите бизнеса в каждом районе и городе, которые призваны оперативно реагировать на сигналы предпринимателей.
– В управлении госдоходов нам сообщили, что по Налоговому кодексу возможен возврат излишне или ошибочно уплаченной суммы на основании заявления, – рассказала Татьяна Новикова. – Саму форму можно скачать на сайте kgd.gov.kz. В заявлении нужно указать наименование налогоплательщика, БИН/ИИН, код бюджетной классификации платы, по которому необходимо осуществить возврат, а также излишне уплаченную сумму, реквизиты банковского счета. Такие заявления можно подать в электронном виде – через кабинет налогоплательщика и на портале электронного правительства.
Кстати, прокуратура Костаная вынесла представление не только о наказании виновных лиц, но и о проведении лекционных занятий с сотрудниками отдела архитектуры по законодательству о рекламе.
Теперь госслужащие будут проходить ликбез, а предпринимателей ожидают компетентные проверки, а после них – уже обоснованные суммы налога и только тем, кто действительно размещает рекламу.
КОСТАНАЙ