Расследование по этому убийству, происшедшему еще в 2007 году, до сих пор не закончено. Между тем это преступление вызвало затем цепочку других не менее драматических и криминальных событий. И хотя состоялось уже два суда над рядом фигурантов и соучастников этого “детективного сериала”, окончательные виновники так до сих пор и не названы.
Труп у подъезда
В ночь на 12 апреля 2007 года патрульный экипаж полиции опорного пункта № 9 города Шымкента объезжал закрепленный за ним участок в районе улицы Джангильдина. Проезжая по дворам многоэтажек, патрульные заметили около одного из подъездов лежащего на асфальте мужчину.
Подъехав ближе, полицейские увидели, что мужчина истекает кровью, под ним образовалась уже целая лужа. Признаков жизни он не подавал.
Стражи порядка вызвали “скорую” и тут заметили, что в подъезде находится еще один “прохожий”. Изрядно подвыпивший человек топтался на лестничной площадке. Выяснилось, что мужчина проживал в одной из квартир в этом подъезде, снимая жилье в аренду. Полицейские попросили его никуда не уходить.
Тем временем подъехала “скорая”, и врачи констатировали смерть лежавшего на земле парня. При предварительном осмотре причина смерти – ранение в голову. В дальнейшем выяснилось, что погибший получил в упор два выстрела в затылок из травматического пистолета “Оса”. Пули пробили слепой канал в голове пострадавшего, размозжив мозг. Шансов выжить у него не было. Также экспертиза установила, что погибший в момент смерти находился в тяжелой степени опьянения – у него в крови было обнаружено 2,59 процента этилового спирта.
На место преступления прибыла опергруппа вместе с начальником криминальной полиции райотдела. В Шымкенте вынесен приговор по одному из самых запутанных дел об убийстве
Оперативники всерьез взялись за поддатого “прохожего” и практически сразу получили от него признание! Задержанный назвал и свое имя – Бекзат Т., и имя убитого – Мамырбека А., сообщив, что они вместе выпивали, а потом между ними якобы произошел конфликт.
Но тут сам начальник криминальной полиции дал разрешение “отпустить подозреваемого помыться и переодеться”! Якобы за это тот потом выдаст орудие преступления. Впоследствии начальник криминальной полиции объяснит свое вмешательство весьма лаконично: якобы подозреваемый оказался родственником одного из сотрудников, а именно – инспектора дорожной полиции Аль-Фарабийского РУВД Кошкара М.
Притом что этот инспектор Кошкар также оказался в ту ночь на месте происшествия и лично “попросил” за своего родственника – подозреваемого Бекзата.
Однако, когда Бекзата все же доставили в райотдел полиции, он полностью отказался от каких-либо признаний. Но сообщил, что погибший в ту ночь гостил у него, но посреди ночи вышел на улицу. А когда Бекзат отправился на его поиски, то нашел приятеля уже в луже крови с простреленной головой. После этого сам Бекзат вызвал полицию и “скорую помощь”.
Прямых улик против Бекзата у полиции не было, и его отпустили. Однако взяли подписку о невыезде в качестве свидетеля.
Явка с повинной
Спустя примерно месяц, 7 мая того же года, в Аль-Фарабийский РОВД пришел молодой парень, который с порога заявил, что хочет признаться в совершенном убийстве.
Жандос Т., 1980 года рождения, ранее не судимый, перебивающийся случайными заработками, в подробностях и деталях рассказал следователю о ночных событиях у подъезда дома на Джангильдина.
Якобы Жандос случайно оказался в том районе в поздний час, и на него напал некий пьяный парень. При этом у нападавшего имелся травматический пистолет, которым он нацелился в Жандоса. Но Жандос вывернул ему руку назад, в результате чего дуло пистолета оказалось направленным в затылок самого стрелка. И когда тот выстрелил (два раза!), то сам себе попал в заднюю часть головы. Жандоса арестовали и поместили в следственный изолятор.
Некоторые детали происшедшего совпадали на сто процентов, но вот орудие преступления обнаружить не удавалось. А потом начали происходить и вовсе странные вещи.
Уже находясь в СИЗО, Жандос Т. написал еще одно заявление в прокуратуру области, в котором полностью отрекся от своего первоначального признания, и сообщил, что оговорил себя, взяв чужое преступление.
Новое признание
Как сообщал Жандос, за несколько дней до его явки с повинной знакомые приятели, некоторые из которых имели за плечами сроки в местах не столь отдаленных, предложили ему… стать убийцей. При этом никого убивать не надо было. Убийство уже было совершено. Но следовало признаться в его совершении. Не задаром, разумеется.
“Убийце” предлагался солидный гонорар – 3-комнатная квартира в престижном районе Шымкента, БМВ 525-й модели, а также оплата наличными. Общая сумма вознаграждения составляла около 80 тысяч долларов США.
У Жандоса разгорелись глаза, и он согласился на предложение приятелей. И его свели с заказчиками в одном из городских кафе.
Как сообщил Жандос, в роли заказчиков выступили Бекзат, Кошкар и брат Бекзата – Махсат. Жандос раньше ни с кем из них не встречался, но в ходе обсуждения “заказа” познакомился достаточно близко. В частности, после договоренностей о гонораре и выплате аванса в размере тысячи долларов Жандоса отвезли непосредственно на место преступления – в злополучный подъезд дома по улице Джангильдина. Здесь Бекзат подробно и тщательно проинструктировал Жандоса, какие надо давать показания в полиции, как происходило убийство, в какой одежде был убитый и пр., и пр.
Из разговора с Бекзатом Жандос понял, что убийство совершил сам Бекзат. В тот вечер он действительно повздорил со своим собутыльником. И, выйдя в подъезд, расстрелял приятеля в упор из травмата, когда тот отвернулся в кусты по малой нужде.
Однако Жандосу предлагалось утверждать, что он лишь защищался от нападения пьяного хулигана. Поэтому, дескать, ему будут предъявлены более легкие обвинения. И Кошкар, сотрудник полиции, обещал уже через полгода “вытащить” Жандоса из тюрьмы.
Также Жандос сообщил, что, посулив гонорар, заказчики однозначно предупредили его, что в случае, если он передумает и откажется от своего признания, они расправятся со всей его семьей и его самого тоже найдут.
В конечном итоге Жандос сразу получил тысячу долларов и после заучивания легенды пошел сдаваться в полицию.
Но спустя неделю, посидев на нарах, одумался и решил рассказать всю правду.
В прокуратуре и полиции это заявление наделало немало шума.
Суицид в камере СИЗО
Тем не менее следствие шло своим порядком. Жандос продолжал сидеть в изоляторе. Туда к нему являлся его защитник, очень известный в Шымкенте адвокат Талгат С., представлявший интересы Жандоса в деле по факту убийства.
22 мая, находясь в учреждении ИЧ-167/11 (следственный изолятор, в просторечии именуемый “Сауле”), Жандос пытается покончить жизнь самоубийством. Он отламывает черенок у алюминиевой ложки и проглатывает его, надеясь, что инородное тело проткнет желудок.
Однако сотрудники ИЧ быстро обнаруживают поломанную ложку, моментально проводят выяснение всех обстоятельств, и Жандоса срочно везут на “скорой” в больницу – на операционный стол.
После удачного извлечения рукоятки дознаватель выясняет у Жандоса причину происшедшего.
Жандос сообщает, что “братья-заказчики” узнали о его “предательстве” и теперь через адвоката Талгата С. продолжают уговаривать его признаваться в убийстве, а также шлют ужасающие угрозы.
Жандос утверждает, что адвокат якобы приносит ему записки от заказчиков, дает прочитать, а после этого сжигает их прямо в камере для свиданий.
Всерьез опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, Жандос и пытался свести счеты с жизнью.
Дело в отношении Жандоса, обвинения которому теперь переквалифицируют со статьи 96 – “Убийство” на статью 363, часть 1 – “Укрывательство преступления” УК РК (в редакции 1997 года), передается в суд. В августе 2007 года его признают виновным по данной статье и приговаривают к одному году условно.
А потом в рамках программы по защите свидетелей по все еще продолжающемуся делу об убийстве селят под охраной на конспиративной квартире то ли в Шымкенте, то ли в другом городе Казахстана.
Зато следователи теперь вплотную берутся за братьев Бекзата и Махсата, дорожного полицейского Кошкара, адвоката Талгата, а также еще нескольких человек – знакомых и приятелей Жандоса, которые свели его с Бекзатом и в данном деле фигурировали как посредники между заказчиками и исполнителями. Моего дядю силой заставили признаться в убийстве, которого он не совершал — шокирующие подробности запутанного убийства в ЮКО
Сериал без финала
Дело по факту убийства несколько раз закрывалось ввиду “неустановления подозреваемых”, затем, по протесту прокурора, вновь открывалось.
Два следователя, занимавшиеся этим делом, один за другим по странному стечению обстоятельств трагически погибли в ДТП.
Жандос несколько раз вновь менял свои показания, то утверждая, что заказчиками выступали братья Т., то вдруг заявляя, что брать чужую вину его заставляли некие полицейские Аль-Фарабийского райотдела.
Инспектор дорожной полиции Кошкар М. за коррупционное преступление был уволен из органов внутренних дел.
В январе 2009 года он якобы стал вымогать взятку у водителя автобуса, в который врезались “Жигули”. И хотя водитель автобуса сам был пострадавшим, ему якобы пришлось отдать инспектору 30 тысяч тенге “за развод дела”. Сам Кошкар своей вины не признал, утверждая, что стал жертвой подставы.
Адвокат Талгат С. оказался под арестом по подозрению в доведении до самоубийства, укрывательству преступления, принуждению к даче ложных показаний подследственного Жандоса Т.
В феврале 2015 года Аль-Фарабийский районный суд признал адвоката, дорожного инспектора (на тот момент уже бывшего), а также еще троих соучастников из “посредников” виновными в укрывательстве преступления. Однако в связи с истечением срока давности все осужденные были освобождены от уголовной ответственности и освобождены в зале суда.
В отношении братьев Т. – Бекзата и Махсата – уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с их розыском.
Дело остается нераскрытым.
ШЫМКЕНТ