Явка с повинной
Удивляться было чему. Девушка написала явку с повинной, в которой сообщила, что в пассажирском автобусе украла кошелек у незнакомой старушки.
В кошельке оказалась банковская карточка, завернутая в листок бумаги. На нем аккуратным почерком был написан пин-код карты.
Далее воровка рассказала, что сразу пошла к банкомату и сняла с карточки все деньги. На счету было 600 тысяч тенге.
“…Я сначала обрадовалась добыче. Но потом меня стала мучить совесть, решила вернуть старушке ее деньги, – писала заявительница. – Я переживаю за эту бабулю. Пожалуйста, найдите ее и отдайте ей деньги”, – написала в повинной раскаявшаяся карманница.
К заявлению цыганка приложила банковскую карточку с кошельком и 600 тысяч тенге наличными. Полицейские долго не могли поверить в реальность происходящего.
Оперативники быстро нашли старушку. Оказалось, она даже не успела хватиться пропажи. Полицейские составили протокол и возбудили уголовное дело.
Но в связи с явкой подозреваемой, полным возмещением ущерба, отсутствием претензий со стороны пострадавшей и примирением сторон дело закрыли.
Районный прокурор был не против. Изольду в тот же день отпустили домой. Но… Посовещавшись между собой, оперативники решили установить за ней наблюдение. Автобусный героизм. Отмолчаться или дать отпор карманникам?
“Вдруг она что-то проспорила или проиграла, и ей самой нужна помощь” – в общем, в полицейских проснулось чувство служебного долга. К девушке был прикреплен “хвост”, и это был опытный оперативник.
Граждане пассажиры, берегите карманы!
Уже на следующий день наружка сообщила, что “объект” достоин самого пристального внимания.
Совестливая карманница совершенно спокойно и успешно продолжила “бомбить” карманы пассажиров в переполненных автобусах.
Делала она это не одна, а в составе бригады из четырех примерно таких же дам в возрасте от 20 до 50 лет.
Наружку пришлось усилить. Тут и началась настоящая спецоперация по отслеживанию и обезвреживанию женской воровской банды. Оперативники криминального отдела припомнили все свои приемы и навыки, и в течение трех дней вели техническую фиксацию преступлений. Скрытно снимали их похождения на видео. Кино получилось неидеальное, но вполне себе доказательное. Было железно зафиксировано пять эпизодов карманных краж, в которых каждая из четырех членов группы выполняла ту или иную преступную роль. Как показало наблюдение, жертвами щипачек становились пожилые люди и женщины с детьми на руках.
Оперативники убедились в невероятной ловкости цыганок. Они чистили карманы и сумки буквально под носом у потерпевших.
Все четыре были взяты, в том числе одна – с поличным. Старшая при задержании вдруг стала то ли молиться, то ли читать какие-то заклинания, нашептывая что-то в сложенные ладони.
В руках у нее оказалась засушенная летучая мышь. Талисман на удачу.
Оперативное искусство
Полицейские установили, что задержанные “работали” в Шымкенте примерно полгода. И хотя подозреваемые категорически не признавались в инкриминируемых им преступлениях, сомнений в образе их жизни не возникало.
На тот момент в реестре досудебного расследования Абайского отдела полиции находилось около сотни заявлений от граждан, ставших жертвами карманных краж за последний год. У большинства из этих дел не было никаких перспектив на раскрытие. Потерпевшие не могли точно указать ни время, ни место, когда они были обворованы. Тем более не могли назвать приметы подозреваемых, которых просто не видели. Большинство показаний заявителей ограничивались банальным: “Утром выходил (-а) с кошельком, полным денег, а в обед обнаружил (-а), что кошелька нет и в помине. Сам (-а) работаю на базаре, в автобусах езжу часто”.
В деле о банде “Летучая мышь” фигурировали 52 эпизода краж. Одну из участниц обвинили в совершении грабежа и избиении.
Дело приняло серьезный оборот. Чуть позже из оперативных источников поступила информация, что разводить дело собирается сам цыганский барон.
Охота на барона
Следователь доложил об этом своему руководству. А в это время несколько потерпевших сообщили, что к ним обратились неизвестные с настойчивыми требованиями забрать свои заявления. Эти предложения сопровождались весьма туманными намеками о “неизбежной благодарности”, которую вполне можно было интерпретировать и как возможность реального вознаграждения, и как потенциальную угрозу.
В полиции серьезно отнеслись к этой информации и начали операцию по охоте теперь уже за цыганским бароном.
Потерпевшие были подробно проинструктированы, и следователь дал согласие на встречу с бароном.
Но мелькнувший где-то на горизонте цыганский барон так и не появился. Впрочем, не исключено, что это был лишь слух, запущенный мужьями задержанных дам, которые хотели выглядеть значительными и влиятельными.
Встать, суд идет!
После полугодового расследования материалы дела были переданы в суд. В суде вскрылось много чего примечательного. Отметим лишь несколько эпизодов.
Большая часть потерпевших заявляла, что обвиняемые обладают гипнотическими или магическими способностями.
Именно благодаря им они успешно совершали кражи.
“Они меня так заговорили, что я их даже вспомнить не могу!” – сообщила одна обворованная женщина.
Другие пострадавшие были более конкретны, но все равно отмечали чрезвычайный криминальный талант у подсудимых.
“Я впервые взяла с собой такую сумму – заняла деньги для лечения своего малолетнего ребенка, – не пряча слез и эмоций, рассказывала еще одна потерпевшая. – Деньги спрятала у себя. Села в автобус, там было не очень много людей. Ребенок у меня на руках был. Как они смогли меня вычислить, просто ума не приложу. В какой-то момент ребенок заплакал, я отвлеклась. А потом сразу проверила деньги – а свертка нет!”. Банды гипнотизеров атакуют Алматы
Сами обвиняемые признавали лишь те эпизоды, которые были зафиксированы с помощью видеосъемки во время оперативной слежки.
Когда в ходе суда всплыл факт, что их соучастница, Изольда Солнечная, украв карточку с 600 тысячами тенге, явилась с повинной и всё вернула, подельницы чуть не потеряли сознание. Конвою даже пришлось усадить Изольду и ее подельниц в разные углы застекленного кабинета для подсудимых.
Летучая мышь помогла?
Но главной примечательностью процесса стало то обстоятельство, что большая часть обвинений стала просто сыпаться.
– Если по ряду эпизодов было проведено, безусловно, показательное, блестящее расследование, собраны доказательства, то по остальным была совершенно формальная приписка. И таких эпизодов, увы, оказалось большинство, – прокомментировал дело председательствующий судья Абайского суда Канат МЫЛТЫКБАЕВ. – Я вынужден написать представление на имя руководства Абайского отдела полиции и районной прокуратуры о более чем неудовлетворительной работе следствия.
В итоге из 52 обвинений 32 остались недоказанными. В том числе и грабеж с избиением.
Тем не менее все получили реальные сроки. Вопрос о возмещении причиненного ущерба суд рассматривать не стал, оставив это дело на разбирательство в частном порядке.
Встретимся на апелляции
Во время оглашения приговора судья вдруг глубоко закашлялся и не мог остановиться минут десять. Люди в зале однозначно приписали это ворожбе подсудимых. Но на приговор это не повлияло. Они получили от 5 до 7 лет лишения свободы с отбыванием в учреждении средней безопасности.
Приговор пока не вступил в законную силу. Адвокаты уверены, что смогут добиться изменения наказания. По оставшимся эпизодам, на основании которых вынесен приговор, осужденные возместят пострадавшим ущерб, и будет достигнуто примирение. После чего могут появиться вполне законные основания добиваться условных сроков.
ШЫМКЕНТ