Апгрейд для экспоната
Женское сакское погребение, найденное в сезон-2017 археологической экспедицией Зейноллы САМАШЕВА, подарило исследователям целый ряд замечательных находок – фрагменты конского парадного убранства, кинжал, бронзовое зеркало, сосуд, остатки одежды и головного убора. Предметы сфотографировали, прорисовали, подробно зафиксировали в описании. А вот погребальную колоду на время законсервировали. Только с наступлением холодов ее вырезали вместе с грунтом и доставили в Усть-Каменогорск. Как пояснили в Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее, вес монолита составил около тонны. В феврале убранство и головной убор осмотрел научный сотрудник специализированной кафедры Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Курганов. Вместе с ним казахстанские ученые составили план работ: сначала тщательная очистка, затем реконструкция. В финале музей должен получить интереснейший экспонат.
Технология реставрации – отдельная серьезная наука на стыке химии, биологии, медицины, археологии, антропологии, истории. Расчищенные находки скрупулезно, фрагментами, по миллиметру разбирают, фиксируют, изучают. Тончайшие золотые пластинки послойно разворачивают для придания изначальной формы.
Все документируют. Насколько богатым и разнообразным окажется полученный научный материал, настолько детальной и достоверной будет дальнейшая реконструкция той же погребальной одежды. На словах просто, на деле – сложнейший кропотливый процесс. Дама из кургана: подробности сенсационных раскопок в Восточном Казахстане
– Сохранились элементы органики, тонкая позолота на деревянных изделиях, – рассказал российский реставратор. – Со стороны может показаться хаосом, но специалисты видят целостную картину. Просматривается головной убор с тончайшими нашивками, фрагменты одежды, накидки, локтевой сустав.
Часто спрашивают: почему находят золотую фольгу, а не золотые вещи? Где богатство? Представьте, если бы на одежде были литые украшения. Ее невозможно было бы носить из-за тяжести.
Литье используется для многократного получения изделия, в то время как украшения, вырезанные из дерева, единичны. Каждый элемент хранит прикосновение руки мастера, отражает его художественный взгляд.
Стажерами специалиста стали магистранты регионального госуниверситета, получившие возможность приобрести знания, что называется, в деле. Ребятам с ходу доверили работу, которой другие долго учатся теоретически, а затем месяцами осваивают исключительно в качестве ассистентов. Артефакты возрастом 2,5 тысячи лет обработали антисептиком. Без этого древняя органика на свету и при взаимодействии с современными бактериями в считанные дни рассыпалась бы в труху. При работе с предметами из дерева использовали технологию контролируемой сушки – постепенного замещения влаги воском, чтобы исключить растрескивание древесных волокон.
Частично в погребении сохранились войлок и мех, причем даже известно какой. По предварительным данным ворс принадлежит соболю, лисице и волку. Возможно, и горностаю. А вот кожа шкур животных практически полностью сгнила.
Как пояснил специалист, разрушилась сама фолликулярная структура.
– Наша задача – задокументировать так, как есть, – рассказал Николай. – Если Пазырыкские курганы Алтая расположены в мерзлоте, то здесь линза льда частично отступила. Выручило, что курган расположен в горной местности, где все-таки преобладают низкие температуры. И что самой насыпью был исключен доступ кислорода.
По плану реконструкция женского сакского облачения продлится до сентября. Особый интерес для археологов представляет женский остроконечный головной убор.
Похожие находили в курганах пазырыкской культуры в Горном Алтае, но там основой конусообразного убора служил парик из волос человека. К нему крепились золотые украшения. В берельском захоронении сохранность находок ниже, и исследователям еще только предстоит выяснить, из чего сделана основа парика. Возможно, из какой-то ткани…
Настоящая царица
Скифо-сакская культура, к которой относятся курганы Береля и Пазырыка, является историческим феноменом. Ее высочайший художественный уровень отражают найденные в курганах одежда, ткани, ковры, утварь, убранство лошадей, воинское снаряжение. Все это сохранилось благодаря знанию предками технологии создания вечной мерзлоты.
Определенные сведения науке дали также древние источники, например, всемирно известная Бехистунская надпись – клинописный текст и рельефные изображения VI века до н. э. на скале в иранской провинции Керманшах. На одном из барельефов изображена фигура в остроконечном колпаке.
Историки считают, что это вождь непокорного сакского племени тиграхауда. В древней книге зороастрийцев Авесте саки обрисованы как туры, могучие мужи, в меховой одежде, с быстрыми конями. О том, как выглядел ритуальный наряд знатной особы из Берельского кургана № 5, можно отчасти также судить по знаменитому погребению “принцессы”, раскопанному на горно-алтайском плато Укок. Золото древних курганов
– Ясно, что погребальная одежда отличается от той, которую сакские женщины носили при жизни, – высказал мнение профессор Самашев. – Примерное представление дают образцы, найденные в других регионах Алтайской горной системы.
Повседневная одежда была удобной, функциональной, и, совершенно точно, украшения у разных женщин были не похожими. Двух одинаковых не найдешь.
Курган, к сожалению, дважды ограбленный. Пока мы нашли только фрагменты скелета. В этом сезоне расчистка лаза будет продолжена, и, если найдем череп, сможем воссоздать внешность женщины.
Датировать ограбления, по словам Николая Курганова, трудно. Если о возрасте артефактов говорят характерные особенности, их вид, принадлежность к определенной культуре, то в грабительском лазе материала нет. Разве что останутся нож, лопата или черенок.
– В Европе были случаи, когда в захоронении находили тела злоумышленников, – рассказал специалист. – Лезли, и их завалило. В этом случае, время происшествия определяли по анализу ДНК. А если человек не оставил после себя улик, выводы можно делать только по косвенным признакам. В кургане № 5 остались сочленения в анатомическом порядке. Это говорит, что лаз прорыли еще до образования линзы мерзлоты.
Но тело, которое грубо тащили за ноги, уже начало разлагаться. Были разрушены сухожилия. Отсюда можно сделать вывод, что грабили через 2–3 месяца.
Сооружение царских курганов, по словам специалистов, занимало годы. Предки камень за камнем выкладывали панцирь, сквозь который проникала вода, промерзала и превращалась в нетающую линзу льда.
На возведение Большого Берельского кургана (на карте некрополя он помечен под № 1, раскопан еще в 1865 году), по мнению археологов, ушло пять лет.
Его первоначальная высота была 7–9 метров, в глубину – 7 метров. На насыпь пятого кургана ушло примерно 2–3 года, сохранившаяся высота с учетом двух ограблений – около двух метров, в глубину – чуть больше четырех метров. Золото предков сделает толще кошельки казахстанцев
В планах археологов на ближайшее лето – продолжение раскопок курганов ранних кочевников и ранних тюрков в Берельском некрополе, музеефикация кургана № 5 с погребением знатной сакской женщины. Кроме того, начнутся работы на могильнике в Тарбагатайском районе. В перспективе по замыслу Зейноллы Самашева в Берельской долине должен появиться мощный центр исторического и экологического туризма. Ведь во всем мире объекты, раскрывающие тайны древности, являются самыми посещаемыми.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК