Дама из кургана: подробности сенсационных раскопок в Восточном Казахстане - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дама из кургана: подробности сенсационных раскопок в Восточном Казахстане

Дама из кургана: подробности сенсационных раскопок в Восточном Казахстане

Женщина, рослая, бальзаковского возраста (если такое определение применимо к IV веку до нашей эры), VIP-персона. Это первые заключения, сделанные археологами прямо в ходе раскопок кургана в знаменитой Долине царей в Восточном Казахстане.

  • 20 Августа 2016
  • 11664
Фото - Caravan.kz

Остальные выводы, догадки и версии возможны только после детального изучения и осмысления всех находок. Но в одном исследователи не сомневаются: полевой сезон-2016 пополнит научные знания о культуре древних кочевников на Казахстанском Алтае.

Можно сто раз побывать в Катоне, и все равно в сто первый у тебя перехватит дыхание от невероятной красоты. Какая природная мощь! Что ни говори, умели предки выбрать район жительства. Высокие хребты давали прекрасный обзор и защиту от внезапных нападений, тайга – мех и дрова, река Бухтарма – рыбу, необъятные долины – пастбища… Разводи скот, торгуй с соседями на востоке и западе, живи да радуйся. Во всяком случае, нам так сегодня представляется.

А вот как на самом деле жили здесь народы больше двух тысяч лет назад – богато или бедно, мирно или в сражениях, это и пробует выяснить экспедиция главного научного сотрудника Института археологии имени Маргулана Зейноллы САМАШЕВА.

Ах, какая долина, и вся сакральная

На новичков Долина царей, или Берельская долина (по названию села Берель), производит сильное впечатление. Горы вдруг расступаются, и впереди только простор небесной красоты. На горизонте в облаках плывут белые вершины Катунского хребта и Южного Алтая. Воздух густой от чистоты и запахов цветов. Неудивительно, что эту равнину вдоль Бухтармы дальние предки выбрали для последнего пристанища своих вождей – если уж отправлять владыку в загробное царство, то в самом красивом месте.

Всего в долине около сотни курганов. В научном мире о них узнали еще 150 лет назад – ученый Василий Радлов раскопал так называемый Большой Берельский курган, обозначенный на картах под номером один. Около полусотни бесценных находок той экспедиции по сей день хранятся в Москве в Государственном историческом музее. В конце 90-х мир облетела новая сенсация: в Долине царей найдено редкой сохранности захоронение вождя IV века до нашей эры. При раскопках обнаружены воинское и конское снаряжение, одежда, золотые украшения в скифско-зверином стиле… Тогда же внимание руководителя экспедиции Зейноллы Самашева привлекла груда камней, помеченная на карте как курган номер два. Рентгеноскопия позже подтвердила: это погребение. Когда же при расчистке открылась огромная каменная кладка в виде концентрических кругов, отпали последние сомнения: захоронена знатная особа.

Мы останавливаем машину у дорожной обочины – давить колесами поле, служившее предкам некрополем, совесть не позволяет. Кузнечики наскакивают на нас, как на гостей, которые без спроса сняли угол. Хрустит под ногами клевер, кружит в вышине коршун. Все как из века в век…

Жена, сестра, подруга?

Полевой лагерь пуст, студенты во главе с профессором Самашевым на раскопках. Он встречает нас в приподнятом настроении – курган хоть и

грабленый, но для науки сохранил интереснейшие артефакты.

– Рядом Большой Берельский курган с царским захоронением, – провел нам экскурсию ученый. – Сама логика подсказывает, что женское погребение, которое мы раскопали, может принадлежать жене царя.

А возможно, сестре или возлюбленной. Все версии рабочие и требуют проверки. Судя по костям, женщина зрелая, но не старая, длина тазобедренной кости 44 сантиметра, соответственно ее рост примерно 167–170 сантиметров. Для тех времен дама рослая. Что касается даты. Большой царский курган датируется 367 годом до нашей эры, и этой же датой мы предварительно определяем погребение царицы. Плюс-минус 10–20 лет. Более точный ответ будет возможен по итогам радиоуглеродного анализа.

Захоронение было ограблено практически сразу. Археологи, как матерые сыщики, проследили по изменениям в грунте весь путь злоумышленников. Подкоп был выполнен со знанием дела – прямо к изголовью. Тело, вероятно, подтянули чем-то вверх – на это указывает неестественно изогнутый костяк. Сняли с головы и одежды все украшения, возможно, символы власти из драгоценного металла. Разрушили искусственную линзу вечной мерзлоты. Ученые считают, что черным делом занимались те же соплеменники, которые готовили погребальную камеру, – уж слишком точно они ориентировались. Куда они дели похищенное? Обменяли у заезжих купцов на жеребца или наряд для своей женщины? Версий можно строить сколько угодно, вплоть до того, что драгоценности “берельской царицы” могли попасть в Китай или Бактрию, Парфию… Саки, чьи могильники рассыпаны по Долине царей, имели обширные связи с другими народами.

– В захоронении осталось много обрывков листового золота, которым покрывали украшения женской царской одежды, – рассказал Зейнолла Самашевич. – Даже нитки сохранились, которыми эти украшения пришивали. Для сопровождения в потусторонний мир уложены семь лошадей, возможно, это число было священным. Но если бы погребение было мужское, животных было бы больше. Жеребцов убивали ударом чекана по голове, поэтому у всех на черепе маленькое круглое отверстие. Конь, который ближе всех к скелету женщины, покрыт большим количеством украшений. Видна даже кожаная маска с золотыми нашивками. В орнаменте из золотых пластинок просматривается образ петуха – синкретического существа, в котором одновременно соединены птица и другое животное. В ту пору петух, как и грифон, играл особую роль в мифологии и искусстве разных народов. Второй конь тоже в маске, ее орнаменты требуют изучения. Из необычного мы нашли два кувшина – как правило, их клали в мужские захоронения. Вероятно, в них и в деревянном сосуде хранилась погребальная культовая пища для перехода в загробное царство.

Аз есмь царица

Влажный ветер треплет футболки студентов. Основные раскопки завершены, и сейчас ребята готовят обзорную площадку для будущей экспозиции под открытым небом. С согласия археолога все находки решено оставить в нетронутом виде, подготовить для демонстрации и накрыть стеклянным куполом. Зейнолла Самашевич окидывает взглядом просторы. Геродот, со слов путешественника Аристея Проконесского, назвал здешних кочевников грифами, стерегущими золото. Если отбросить мистику и фантазии, которыми грешили древние историки из-за нехватки достоверных сведений, ясно, что саки преуспели в умении добывать золото и изготавливать украшения. Были искусными ремесленниками. Ниже по течению Бухтармы в районе современного села Печи, возможно, располагались городище и кузницы. Во всяком случае, там не раз находили остатки плавильных печей, шлака, слитков железа. Ученому уже не терпится организовать там раскопки. Вместе с тем профессор с большой осторожностью использует такие термины, как “царское захоронение”, “царь”, “царица”. Скорее, они позволяют подчеркнуть элитный статус захороненной особы, принадлежность к знати. Но вот чтобы вести речь о централизованном государстве, нужны серьезные научные факты и доказательства.

– Наша задача – объективно зафиксировать информацию, – отметил Самашев. – Толкование может меняться в зависимости от конъюнктуры времени, но базовые сведения должны оставаться вне политических веяний. Мы нашли доказательства, что хозяйство было комплексным – занимались как скотоводством, так и металлургией. Уровень технологий в металлургии позволял изготовить металл и сделать из него оружие, амуницию, орудия труда. Есть основания считать, что применялись атрибуты государства, в том числе существовало войско, работали налогосборщики, действовали управленцы. На это надо обратить внимание, поскольку наши коллеги, особенно зарубежные, представляют те народы как кочевников, мотающихся по просторам бескрайних степей.

На коне и в доспехах

– Видите золото на удилах лошади? – осторожно показывает остатки упряжи будущий историк по имени Асхат. – Это было не просто домашнее животное – предки возвели его в культ. На коне можно было передвигаться быстро и далеко, то есть быть сытым и относительно защищенным. Конь считался символом достатка, славы, воли. По количеству животных в могильнике можно судить о статусе погребенного человека.

Судя по археологическим находкам, ранние кочевники были отчаянными, но небескорыстными воинами. В Китае, где в этот период между разрозненными царствами шла вражда, каждый владыка стремился заполучить сакских конников. По словам Самашева, конское и воинское снаряжение, найденное в Берельской долине, а также в курганах на плато Укок и других захоронениях на Алтае, один в один повторяет снаряжение воинов из терракотового войска, найденного в Сиане – древней столице Китая. Это лишний раз доказывает широкие политические и хозяйственные связи древнего народа.

Два японских генетика, которых Зейнолла Самашев пригласил в свою команду, сейчас анализируют пробы костного материала “берельской царицы”. В ближайшее время они смогут рассказать, что представляла собой эта дама. В какой среде жила, какой вела образ жизни, чем питалась, от чего, в конце концов, умерла. Для археологов такие сведения вроде строительного материала для реставрации прошлого в 2,5 тысячи лет назад. Ничто не проходит бесследно, одна культура оказывала влияние на другую, один народ покорял и ассимилировал другой… В конечном счете, как заключил ученый, археология дает возможность ответить на вопросы: “Откуда мы?”, “Кто мы?”, “Кому обязаны расовыми признаками и традициями?”.

Мы уезжали уже под вечер. Солнце быстро скатывалось за горы, и только последний яркий луч освещал долину. Он падал как раз на Большой Берельский курган и курган “царицы”. Подумалось: возможно, это самый правильный символ археологии – науки о древности.

В захоронении нашли лошадей с нарядной сбруей и масками

Усть-Каменогорск