Чужие дети. Опекаемые или обдираемые? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чужие дети. Опекаемые или обдираемые?

Чужие дети. Опекаемые или обдираемые?

Прокурорская проверка в Северо-Казахстанской области показала: опекуны на сиротские деньги покупают водку и сигареты, бездомные сироты годами не внесены в очередь на жилье. А дети, у которых есть квартиры, рискуют остаться на улице.

  • 10 Июля 2015
  • 2697
Фото - Caravan.kz

Когда нарушения становятся системой

Сегодня в регионе в госучреждениях воспитывается 664 ребенка – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. То, что сиротская доля в Северном Казахстане незавидна, регулярно подтверждают прокурорские проверки. Было даже такое, что детям из областного детдома “заботливые” ответственные лица закупали совершенно неприемлемую одежду – рукавички на грудничков и куртки на здоровых мужиков в пределах 60-го размера. И закуп шел партиями, за счет бюджета.

– Нынешняя проверка интернатных учреждений и уполномоченных органов в сфере защиты прав детей стала контрольной после проверки, проведенной год назад, и показала, что одни и те же нарушения стали системой, – сообщила старший помощник прокурора области Раушан КОЖАХМЕТОВА.

В октябре 2014 года были установлены факты грубого отношения с детьми Шаймерденовой Г., заместителя директора по воспитательной работе Соколовской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями в развитии. Как оказалось, в 2000 году она была уволена за аморальный проступок, но в 2003-м вновь была принята воспитателем. Другой шокирующий эпизод: в регионе в пользу 471 ребенка вынесены решения о взыскании алиментов, но фактически эти выплаты получают только 29 ребят. Исполнительные листы горе-родителям администрация интернатов даже не направляет, мол, с них все равно ничего не взять. В Айыртауской школе-интернате на момент проверки в 106 личных делах воспитанников мертвым грузом пылились решения судов о взыскании алиментов. Прокуроры отмечают, что ненаправление исполнительных листов уводит родителей, бросивших детей, от административной и уголовной ответственности. В чьих тогда интересах работают должностные лица учреждений для обездоленных детей?

На что тратят сиротские деньги?

Причем присвоение и трата сиротских пособий – явление регулярное в детских домах и специнтернатах для сирот и детей-инвалидов. Раушан Кожахметова приводит такие данные: “Неправомерное расходование денежных средств подопечных установлено в КГУ “Петропавловский детский психоневрологический дом-интернат”. Без разрешения органа опеки и попечительства использовано больше 5 миллионов тенге. Например, за детские деньги покупали подгузники, хотя сами дети в них не нуждались”.

Водка и сигареты – такие покупки без стыда красуются в чеках, предоставленных опекунами – приемными родителями сирот. Прокуроры отмечают, органы опеки не реже раза в полгода должны следить, на что деньги тратятся. Но и здесь работа была формальной.

Еще сироты имеют первоочередное право на государственное жилье. Но в Северо-Казахстанской области это право недоступно. Оказывается, ответственным лицам не досуг поставить их на очередь. Другой вопрос на засыпку – судьба жилья сирот, которое должно быть сохранено для них органами опеки. К примеру, квартира в Астане одного из сирот используется дочерью его опекуна, хотя должна сдаваться в аренду и приносить доход владельцу. Органы опеки закрыли на это глаза. Отсутствие охранных писем о запрете сделок с имуществом сирот стало традиционным явлением для органов опеки.

– Причиной нарушений и отсутствия контроля за усыновителями стала бесконтрольность руководителей органов образования, курирующих местные власти, – таков вывод прокуроров. Дисциплинарное наказание понесли 11 чиновников.

Очень выборочное усыновление

Природу выявленных нарушений и. о. руководителя управления образования Владимир ТКАЧЕНКО объяснил скромными зарплатами и в связи с этим большой текучкой кадров. Мол, давно уже предлагается перевести сотрудников органов опеки и попечительства в ряды госслужащих, сейчас пока они – простые методисты, и какой тут спрос? Но разве можно заставить из-под палки любить детей?

Еще практика показывает, что североказахстанцы очень выборочны в усыновлении детей.

– В регионе 1 757 детей без попечительства родителей, только чуть больше половины – под опекой в семьях, – говорит начальник отдела управления образования Галия ИЛЬЯСОВА– В очереди на усыновление состоит 92 семьи. Все хотят здоровых деток до 3 лет. Нужны дети без братьев и сестер, даже многим не подходит, что у детишек нет родителей, но есть бабушки и дедушки, которые будут общаться с внуком. Таких абсолютно здоровых и круглых сирот – единицы.

Увы, утверждение: “чужих детей не бывает” – это не про Северный Казахстан.

Петропавловск