Что общего в агломерации Парижа и Алматы - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что общего в агломерации Парижа и Алматы

Что общего в агломерации Парижа и Алматы

Каждое утро въезды в столицу перекрывают автомобили. Час пик. Шум. Гам. На работу едут жители пригородов. Не все могут позволить себе жилье в мегаполисе, поэтому приходится как-то выкручиваться. От выхлопа миллионов автомобилей город покрывает облако густого смога, который видно из космоса. Дышать в миллионнике трудно. У детей развиваются аллергия и насморк.

  • 24 Апреля 2019
  • 340
Фото - Caravan.kz

Это не Алматы, не Нур-Султан и не Москва. Это Париж. Веселый и радостный город Европы, где всегда звучит музыка и приятно жить. Так его показывают в кино. Реальность немного другая.

Париж – уникальный город. Во Франции живет примерно 70 миллионов человек. Два миллиона из них – в столице.

Других миллионников в этой стране нет. Это центр всего. Здесь главные банки, промышленные предприятия, научные, культурные, образовательные, государственные учреждения. Его сила уже распределена по Большому Парижу – агломерации, выросшей вокруг древней столицы в регионе Иль-де-Франс. Здесь живет уже 10 миллионов человек – седьмая часть всего населения Франции, которая производит около трети национального богатства государства. По своей экономической мощи этот регион уступает в Европе только германскому Руру.

Во втором крупнейшем мегаполисе – Марселе, проживает 900 тысяч человек. И он растет в основном за счет мигрантов.

Лион, Тулуза и рядом не стоят. Там всего по 500 тысяч жителей. Две трети французов тонким слоем размазаны по всей территории страны в маленьких городках и селах. Поэтому для Франции особое значение имеет транспорт, и каждый день миллионы граждан томятся в пробках.

В 1976 году правительство Пятой республики выделило деньги на тогда еще не очень понятный проект – строительство скоростной железной дороги TGV между Парижем и Лионом в 410 километров. В 1981 году ее открыли. Эффект был потрясающим.

Оказалось, что поезд при скорости в 220 км/ч может конкурировать с самолетом. Это более дешевый и безопасный транспорт.

Но, самое главное, маршрут Лион – Париж неожиданно стал пригородным. В столицу потянулись жители городов, расположенных южнее столицы. Для них TGV стала возможностью ездить туда хоть каждый день. На работу, например.

В стране развернулось строительство скоростных трасс. До 2006 года запустили линии LGV Atlantique – на запад, LGV Nord (Северная Европа) – в сторону Бельгии, LGV Rhona-Alpes – в сторону Италии, LGV Mediterranee – на юг, до Марселя, и LGV Est – в Страсбург. Со временем скорость TGV выросла до 320 км/ч. Смогут ли казахстанские города обогнать Париж по романтическому туризму? — эксперт

Изюминкой проекта стало использование обычных, “нескоростных” железных дорог. Их реконструировали, срезали резкие повороты, что позволило увеличить скорость обычных поездов и пригородных электричек RER.

Все три системы использовали обычные ж.-д. вокзалы. И оказались встроены в систему Парижского метро. Например, пассажир может прибыть на Северный вокзал и тут же, не выходя из здания, пересесть в метро, на городскую электричку RER и городской автобус. Весь общественный транспорт использует одни и те же билеты с одинаковыми для всех скидками и опциями. Удобно!

Теперь оказалось, что не только жителю столицы можно не иметь автомобиля, но и жителю Большого Парижа. Это дешевле, быстрее и не болит голова, где припарковаться.

Начался исход из мегаполиса. Парижане научились ценить не только удобство жизни, но и более здоровую окружающую среду и чистый воздух. Тем более цены на жилье в городе постоянно растут. Средняя цена – более 9 тысяч евро за один квадратный метр. Средняя сумма сделки с квартирами – 447 тысяч евро. Даже при низком проценте ипотеки такая недвижимость неподъемна для обычного француза. Из-за роста цен изменилась структура спроса. Почти половина новых владельцев жилья в Париже – топ-менеджеры и самозанятые. В их понимании самозанятые – это артисты, художники, разработчики IT, предприниматели. Средний класс то есть. В то же время доля рабочих и служащих упала до 7 процентов. Люди попроще теперь ищут жилье в городах типа Понтуаз, Трапп, Дранси и Палезо. Отсюда они могут добраться до работы за полчаса-час на поезде. Или гарантированно попасть в любую точку Иль-де-Франс за час-полтора в любое время суток…

Лет 10 назад прозвучала идея Большого Алматы – создать агломерацию. Туда должны были войти земли от Есика до Каскелена и Капшагая.

Это самый развитый регион Казахстана. По скромным оценкам, здесь проживает 2,5 миллиона человек, которые создают четверть национального продукта страны.

Одним из стержней проекта могла бы стать ветка легкого метро от Каскелена до Талгара, которая бы пронзила южную столицу. В свое время такое поручение акимам двух регионов давал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Ее цель – дать возможность жителям пригородов быстро и недорого добираться от дома до работы. Что разгрузило бы и так слабую дорожную сеть для доставки грузов внутри агломерации.

Но сделать это почти невозможно, так как интересы у двух регионов – города и области – разные. Город хочет и имеет возможности для развития. А окружающая его область использует ресурсы, чтобы развивать районы, которые не примыкают к южной столице.