Правда, имидж они улучшают в отличие от дипломатов искусным владением оружием и хорошими показателями в боевой подготовке.
Речь идет о воинах десантно-штурмового соединения – миротворческой бригады Казбриг, постоянных участниках учений, которые в год по несколько раз проходят под эгидой международных объединений – ООН, ШОС, ОДКБ.
– Скоро стартуют учения “Степной орел”, – рассказывает командующий ДШВ генерал-майор Алмаз ДЖУМАКЕЕВ. – Эти учения, в которых примут участие наши, предназначенные для проведения миротворческих миссий подразделения, будут проходить по стандартам ООН. По их итогам нам будет выставлена оценка. Затем ООН определит: готовы ли мы выполнять миротворческие задания или нет. Ну а дальше уже дело за нашим правительством: поедем мы участвовать в миротворческих миссиях или нет. Помимо боевой подготовленности десантников наблюдатели ООН будут проверять и соответствие наших подразделений всем международным требованиям, вплоть до проверки тылового обеспечения. То есть на предстоящих учениях наши воины, можно сказать, покажут лицо государства.
По словам генерала, каждый год в программу боевой подготовки вносятся изменения, корректирующие действия войск под реалии сегодняшнего дня.
– У нас есть подразделения, которые изучают проходящие сейчас в мире вооруженные конфликты – их тактику, способы ведения войны и многие другие особенности, – рассказывает командующий ДШВ. – Поэтому уже сейчас мы отрабатываем не только традиционные оборону и наступление, но и учимся работать на блокпостах, в условиях города, пустыни. На учениях мы перенимаем опыт воюющих стран, в частности России. Все, несомненно, напрямую сказывается на улучшении подготовки наших десантников и в первую очередь нацелено на сохранение их жизни. Раньше, к примеру, во время военного конфликта из общего числа погибших около 80 процентов были военнослужащие и 20 процентов – гражданское население, а сейчас эти показатели поменялись – 20 против 80 соответственно. И в быту происходят изменения – мы отходим от обычных полевых палаток и начинаем использовать для проживания личного состава комфортабельные контейнеры.
Казахстан уже имеет опыт проведения миротворческих операций. Инженерно-саперный отряд Казбата, входящий сейчас в состав Казбрига, на протяжении нескольких лет находился в Ираке. И сегодня офицеры Казбата служат за границей в качестве наблюдателей от ООН.
– Несколько наших офицеров находились в Кот-д’Ивуаре, – рассказывает командир Казбрига полковник Булат ДЮСЕМБАЕВ, в 2004–2005 годах сам побывавший в Ираке. – Сегодня наши военнослужащие выполняют миротворческую миссию в качестве наблюдателей в Западной Сахаре. Батальоны Казбрига самостоятельно участвуют в международных учениях. Например, Казбат – постоянный участник учений по программам ООН, десантно-штурмовой батальон – по программам Коллективных миротворческих сил ОДКБ, парашютно-десантный батальон – по программам ШОС.
Во время пресс-тура в Казбриг были развеяны разговоры некоторых скептиков о плохом оснащении нашей армии. Журналисты воочию убедились в обратном, они не только ознакомились с новейшими образцами стрелкового оружия и техники, но даже применили их на практике.
– Сравнивать Казахстан с Россией с огромным ВПК в плане оснащения вооружением немного некорректно, – рассказывает генерал Джумакеев. – Да, у них есть новейшие образцы, к примеру, стрелкового оружия, но ими оснащена не вся российская армия. У них в войсках, так же как и у нас, используются традиционные, но ничуть не уступающие по техническим характеристикам новым образцам пистолеты, автоматы, пулеметы… В то же время боец нашего спецназа экипирован по последнему слову техники: новейшие средства связи, защиты, вооружение.
По словам генерала, укомплектованность ДШВ офицерами практически стопроцентная. С набором сержантов-контрактников проблем нет – желающих много. Правда, он отметил, что приоритет при наборе военнослужащих будет отдаваться тем, кто владеет иностранными языками. Ведь сейчас одна из основных миссий ДШВ – поддержание мира за пределами Казахстана.