Что необходимо и достаточно для исполнения решения суда в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что необходимо и достаточно для исполнения решения суда в Казахстане

Что необходимо и достаточно для исполнения решения суда в Казахстане

Сегодня разбираемся с тем, что необходимо и достаточно для исполнения решения суда, а где и когда судебники наглеют.

  • 5 Февраля 2020
  • 1666
Фото - Caravan.kz

Традиционно в качестве исследуемого объекта берем мою личную историю. В исходящих данных у нас: частичный долг перед банком по займу, увеличившийся почти в 3 раза по решению Международного третейского суда, располагавшегося в селе Узунагаш Алматинской области.

Словосочетание “поселковый Международный третейский суд” звучит, конечно, нелепо, но, видимо, он был реально, хотя на само заседание меня не пригласили, да и сейчас его концов в селе мне найти не удалось. Однако решение его где-то существует, а иначе как? Правда, мне его никто не прислал, а были обязаны, в глаза я его не видела, при передаче исполнительного листа частному судебному исполнителю взыскатель тоже почему-то документ не передал. В исполнительном деле вместо него красуется определение нормального суда, по которому судья решает выдать исполнительный лист. Одним словом, не поселковый Международный третейский суд, а фантом какой-то.

К слову, если в отношении вас какой-то гаражный международный третейский или арбитражный суд вынес решение, и вы его не исполнили, знайте, что исполнительный лист по нему может появиться только по решению нормального суда, о чем и выносится определение.

Как бы там ни было, в моей истории исполнительный лист появился, а, значит, все процессуальные действия по нему должны были быть соблюдены.

Черным по белому

В первую очередь судебный исполнитель, получивший его, должен был меня известить, что у него возбуждено исполнительное производство и мне было бы неплохо долг выплатить. В моей истории их было трое, и ни от одного из них никакого уведомления мною не было получено. Итак, вывод первый. Если против вас возбуждено исполнительное производство, не факт, что вам о нем сообщат, и, скорее всего, вы узнаете об этом случайно.

В первом случае исполнительный лист вместе с постановлением судебника об удержании из заработной платы пришел на работу, и мой работодатель при моем всецелом одобрении стал производить перечисления.

К слову, этот вариант развития событий – самый благополучный. Первый исполнитель, прежде чем вешать аресты и запреты, запросил сведения из пенсионного фонда, где черным по белому были указаны мои место работы и доход. Остальные двое не были такими расторопными и разумными.

Опустим подробности и подойдем к частному судебному исполнителю номер 2, зовут ее, как теперь мне стало известно, Усилханова Анаргуль Боранбаевна. Ничего сказать об этой даме не могу, никогда ее не видела, уведомления, как было сказано, тоже, и о вынесенных ею мерах обес­печения исполнения исполнительного листа тоже не была извещена. Видимо, оттого была удивлена тем, что, несмотря на то, что 4 марта 2019 года взыскатель у нее забрал исполнительный лист без исполнения, арест с квартиры судебница не сняла.

Извините, но возникает вопрос: исполнительного листа нет, исполнительное производство вами окончено, а тогда на каком основании квартирка арестована?

Вот и заявление вам посредством современных технологий отправлено, и постановление вашего коллеги об окончании исполнительного производства в связи с исполнением, а вы что-то тянете и из реестра должников сведения не отзываете, почему бы это?

Отсюда вытекает вывод номер 2.

Если в отношении вас у кого-то из частных судебных исполнителей возбуждено исполнительное производство, то, вероятно, вас об этом не только не известят, но и не поставят в известность об арестах и запретах, хотя по Закону “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” должны и обязаны.

Ну и вывод номер 3. Даже если по каким-то причинам судебник закроет у себя исполнительное производство, не факт, что отменит свои аресты и запреты. Знаю, что сейчас наш раздел с особым вниманием читают в департаменте юстиции г. Алматы, а также в департаменте по исполнению судебных актов министерства юстиции РК, так обратите внимание на подобную практику, уже сделайте что-нибудь со своими подопечными.

Полный пакет

Постепенно мы подошли к моему судебнику номер 3. Опустим четырехмесячную предысторию получения моего доступа к материалам исполнительного производства, просто подивимся размаху мер, которые по замыслу ЧСИ должны были заставить меня заплатить долг.

К моменту получения им исполнительного листа мною уже была погашена почти половина долга. По каким-то причинам взыскатель, которого, к слову, я тоже отродясь не видела: кредит брала не у этого ТОО, а у лопнувшего банка. Так вот, товарищество не передало сведения судебнику о произведенных мною ранее выплатах. Сразу же запоминаем вывод номер 4. Проверено на себе: куда попадают те, кто когда-то взял в долг у банка в Казахстане

Ваш взыскатель может либо вовсе не передать сведения судебнику о частичном погашении вами долга, либо указать неверную сумму. Поэтому оригиналы квитанций об оплате храним вечно, никому не передаем – только их копии.

Это же касается заверенных работодателем копий платежек о сделанных им удержаниях и перечислениях – передаем ЧСИ только копии заверенных копий.

Но возвращаемся к самой истории. Итак, сумма к взысканию по моему исполнительному листу была чуть больше 70 тысяч тенге. Помним, что чуть меньше половины мною уже было погашено, оставалась сумма 30 с небольшим тысяч тенге, и взыскатель эти сведения от судебника скрыл. Смотрим в исполнительное дело, какие кары земные были повешены на меня, мою собственность и мои деньги. Вы не поверите, но ЧСИ вынес 5 (!) постановлений по пустячной сумме долга, зная при этом, что у меня имеются постоянное место работы и доход. 13 июля 2019 года он отправил запрос через их автоматизированную систему и получил ответ, что место работы у меня имеется, доходы тоже, пенсионные выплаты и социальные отчисления делаются мною регулярно. По идее после этого он должен был прислать мне, как руководителю организации, постановление об удержании с заработной платы. Домыслы, что, мол, сама с себя удерживать не будет, не работают, потому что для подобных действий руководителя предусмотрена административная ответственность и размер штрафа больше моего размера долга, помимо этого, взыскать его очень легко, арестовав счет предприятия. Но полученные сведения судебник проигнорировал и вынес пять постановлений:

1. 17 июля 2019 г. – постановление “Об истребовании информации о номерах банковских счетов и наличии денег на них, сведений о характере и стоимости имущества, находящегося в банках, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях, и наложении ареста на них”.

Запоминаем, что на получение такой информации требуется санкция прокурора.

2. 18 июля 2019 года – постановление “О временном ограничении на выезд физического лица, руководителя (исполняю­щего обязанности) юридического лица, являющегося должником на выезд из Республики Казахстан”.

Помним, что реальный долг чуть больше 30 тысяч тенге, имеются место работы и доход, не в розыске, судебник постановление на удержание из заработной платы не выносит, а выносит запрет на выезд. К слову, в постановлении ЧСИ указал, что оно вынесено по заявлению взыскателя, но вот беда, – на момент моего ознакомления с материалами 8 января 2020 года никакого заявления не было. И помним, что это тот самый взыскатель, который скрыл частичное погашение долга. Ну и еще одна деталь: заказное письмо с уведомлением меня об открытии исполнительного производства у данного гражданина, отравлено им 19 июля. Само послание мною не было получено.

3. 18 июля 2019 года – постановление “О запрете должнику совершать определенные действия”.

Можно, конечно, повторить всё то, что уже сказано выше, но всё и так понятно. Просто запоминаем, что вместо реальных действий на вас могут повесить всех собак мира, лишь бы имитировать деятельность перед взыскателем.

4. 23 июля 2019 года – постановление “О наложении ареста на имущество”;

5. 23 сентября 2019 – постановление “О наложении ареста на имущество”.

Можно было бы и последний пассаж оставить без комментариев, но вот незадача. 23 сентября 2019 года судебник уже знал, что я приходила за месяц до этого в его офис, хотела ознакомиться с материалами исполнительного производства, передать квитанции об оплате и согласовать график платежей. Тем не менее он выносит еще одно постановление о наложение ареста на имущество. Его не останавливает и факт, что он же в тот же день, 23 сентября, сделал еще один запрос по автоматизированной системе и снова получил сведения, что место работы осталось прежним, а выплаты пенсионных и социалки продолжаются.

Снова делаем выводы: сегодня в Казахстане наличие постоянной работы, регистрации по месту жительства и желание погасить долг не означают, что всё пройдет разумно и законно.

Скорее, наоборот, вынесение необоснованного количества разного рода постановлений судебниками стало, похоже, нормой их деятельности. И здесь нужно делать выводы не столько нашим читателям, сколько курирующим ведомствам и депутатам.

Очевидно, что должен существовать документ, регламентирующий деятельность частных судебных исполнителей: при каких условиях он имеет право выносить то или иное постановление, а когда нет. Существующие сейчас положения в Законе “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” используются ЧСИ в непонятных, мутных целях и, как видим, не работают на исполнение решения суда.

Понятно, что разговор об этом будет продолжен, а нашим читателям теперь есть на что обратить внимание.

АЛМАТЫ