Что нам ветер на все это ответит? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что нам ветер на все это ответит?

Что нам ветер на все это ответит?

Снесенные крыши, облетевший со зданий керамогранит и унесенный ветром самолет. Астанинцы до сих пор не пришли в себя после прошедшего урагана, а власти города уже насчитали 230 миллионов тенге ущерба от буйства стихии. Вопрос о том, кто виноват, пока на повестке не стоит, куда важнее разобраться с тем, что теперь делать. Тем более что, оказывается, в Казахстане просто нет техники, способной вовремя предсказать такой шторм.

  • 25 Мая 2018
  • 165
Фото - Caravan.kz

Наверное, смысла вспоминать хронику столичного урагана 22 мая нет – соцсети, мессенджеры и новостные ленты буквально переполнены подробной информацией.

В качестве краткого итога – за каких-то 20 минут ветер сорвал керамогранит с Нацмузея, Дворца мира и согласия, с нескольких десятков многоэтажек и коммерческих строений. Упало также два строительных крана, а с трех школ и двух детских садов частично или полностью сорвало крышу. Всего же повреждена кровля 23 социальных объектов.

Почти десять тысяч метров заборов были сломаны или покорежены, а в аэропорту прилетевший из Шымкента самолет выкатило за пределы взлетно-посадочной полосы. По счастливой случайности, человеческих жертв удалось избежать, в травмпункт обратились 13 человек, все живы и относительно здоровы. Сильный ветер крушит столицу

По факту же за те минуты буйства стихии многие астанинцы уверовали в апокалипсис, вспомнили слова молитв и поняли ценность и хрупкость человеческой жизни.

– Я только на обед собиралась ехать, но с коллегой заболталась, как сработала автосигнализация. Выхожу к машине – а она как будто топором изрублена – вся водительская дверь, в стекле – дыра… Оказывается, керамогранит от здания так отлетел. Но ведь если бы не коллега, я как раз могла бы быть внутри этой машины, – вспоминает жительница Астаны Валентина.

Она не единственная из пострадавших автомобилистов.

По официальной информации, за день на пульт “112” поступило около 900 жалоб о падении на авто различных предметов.

Как уже сообщил акимат, если автомобиль не был застрахован по системе КАСКО, восстанавливать ущерб будут либо сами автовладельцы, либо (после частных судебных тяжб) владельцы зданий, с которых слетели “снаряды”, повредившие “железных коней”. Но в любом случае владельцы СТО и кузовных цехов в ближайшее время неплохо заработают.

Кстати, о заработках и тратах. Опись повреждений и смета ремонта гособъектов еще ведется, но по состоянию на вечер 23 мая сотрудники акимата столицы насчитали 235 миллионов тенге.

Похозяйничав в Астане, ураган пошел дальше. Сильный ветер принес разрушения в Петропавловск, Акмолинскую область, Караганду и Алматы. И везде в списке пострадавших – школы, детские сады и прочие муниципальные здания. Тут хочешь не хочешь, а задумаешься о качестве строительства социальных объектов и вспомнишь какого-нибудь чиновника, погоревшего на строительном откате…

На самом деле размышлений прошедший ураган вызывает много. Ну, например, почему никто о нем не предупредил? Как сообщили в пресс-службе “Казгидромета”, синоптики и сами не ожидали столь разрушительного шторма.

“Согласно прогнозу погоды “Казгидромета” (вероятность 90 процентов) от 21 мая, в Акмолинской области, в том числе по городу Астане, 22 мая днем на большей части области прогнозировались дождь, град, местами гроза. Ветер северо-западный – 9–14 метров в секунду, местами 15–20 метров в секунду. Температура ночью – 10–15, днем – 16–24 градуса. Фактическая максимальная скорость ветра 22 мая в городе Астане составила 21 метр в секунду, в Акмолинской области – 4–13, местами 15–22 метра в секунду.

Шквалистый ветер, выпадение града и ливневый дождь в городе Астане, наблюдавшиеся на метеостанции “Астана” с 13.15 до 13.20, по местному времени, имели локальный характер. Усиление ветра произошло по причине столкновения теплых и холодных воздушных масс, вызвавших резкое понижение температуры воздуха с 25 до 16 градусов в течение 30 минут” , – объяснили природу шторма в метеослужбе.

В мире есть оборудование, способное предсказывать такие ураганы за 6 часов до наступления, но не в Казахстане.

Как рассказали в “Казгидромете”, на ближайшие два года у них запланирована большая модернизация, которая позволит-таки закупить нужные агрегаты. Причем не только для Астаны, но и для всего Казахстана. “Казгидромет”: миллионы на ветер

Но даже это сообщение синоптиков вызывает новые вопросы. Ну вот, например, скорость ветра. О том, что ожидается ветер более 20 метров в секунду, синоптики предупреждают астанинцев по нескольку раз в месяц. И такие шквальные ветры уже были в столице даже в этом году. Вспомнить хотя бы зимние ураганы, когда из-за бурана была чуть ли не нулевая видимость. Но таких масштабных разрушений не случилось.

Так, может, синоптики и фактическую скорость ветра измерить у нас уже не в состоянии?

Большую популярность в соцсетях имело видео урагана от оставшейся в кабине крана женщины. Та в минутном ролике матом кроет и стихию, и синоптиков, и начальство, которое не предупредило вовремя об урагане. Чуть позже начальство крановщицы опубликовало новое видео от дамы, в котором та просит прощения у всех за нецензурную лексику и признается, что предупреждение за 15 минут все-таки было, но она не оценила его значимость. “Она недооценила серьезность и нарушила регламент безопасности при штормовом предупреждении. Внезапно шторм усилился до отметки 35 метров в секунду”, – говорится в пресс-релизе строительной компании. 2018 год еще не закончился! Какой колоссальный ущерб уже понесло государство из-за природных катастроф

Так все-таки с какой скоростью дул ветер? 21 или 35 метров в секунду? Это не любовь к математической точности, а беспокойство о будущем.

Если у нас строители лучше, чем профильные специалисты, метеоявления замеряют, то кто в этом виноват? И главное – с кого спрашивать за разрушенные дома и покореженные машины?

На этой неделе синоптикам не до общения, но уже в следующем номере руководство “Казгидромета” пообещало нам рассказать обо всех проблемах, накопившихся в метеослужбе, и о том, как их будут решать.

Астана