Об этом рассказывает психолог Алматинского городского центра СПИД Людмила МУЗГАЕВА.
– Как психолог может уберечь от смерти человека с таким страшным диагнозом?
– Когда пациенту впервые сообщают о диагнозе ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), обычно первая реакция – это шок и стрессовое состояние. На таком импульсе у многих первое желание – уйти из жизни. “Зачем мне жизнь с ВИЧ? Я так жить не хочу!” – говорят они. Это похоже на реакцию капризного ребенка или на ответ незрелого человека. В нем нет взрослости. И с этим мы начинаем работать, поскольку чаще всего пациенты уверены, что на этом их жизнь закончилась и ВИЧ – смертельное заболевание.
– Какие истории из вашей практики запомнились? И как получается, что у ВИЧ-положительных родителей рождаются здоровые дети?
– Многие истории похожи. Например, в нашем государстве, как в большинстве стран мира, сдавать анализ на ВИЧ обязаны все беременные женщины при постановке на учет и перед родами. Получается, что самые кризисные моменты в их жизни приходятся именно на это время. И тут первая реакция будущей мамы на подтвержденный диагноз – сделать аборт! Это всегда жизненная драма, трагедия и слезы.
Такие женщины не только не хотят рожать детей с ВИЧ-инфекцией, но даже не хотят жить.
Вот одна из типичных историй о том, какие кардинальные изменения происходят в душе женщины в результате работы с психологом.
Приходит девушка лет 26. У нее инфекция обнаружилась на четвертом месяце беременности. Это ее первый ребенок и гражданский брак. Гинеколог, который сопровождает беременность, уже дал свои рекомендации. Заверил: “Не переживайте, вы можете родить здорового ребенка, если четко будете соблюдать определенные условия: регулярно принимать антиретровирусную терапию, позволяющую снижать вирусную нагрузку до неопределяемой. Тогда ВИЧ-инфекция не навредит плоду, развивающемуся в утробе”.
– То есть, пока она принимает таблетки, вирус не проникает сквозь плаценту?
– Да. Среди других условий – рожать при помощи кесарева сечения и ни в коем случае не кормить ребенка грудью. В грудном молоке обычно скапливается огромное количество вируса. Потому всех деток, рожденных от мам с ВИЧ-инфекцией, сразу после появления на свет переводят на искусственное вскармливание.
Но есть и еще более важное условие – это психологическое состояние беременной.
Когда вирус у женщины выявляется в такой ответственный момент, как беременность, то принять как сам диагноз, так и установку – продолжать жить и родить здорового ребенка – ей неимоверно тяжело.
Эта девушка приходила ко мне много раз. Мы подолгу беседовали, боролись со страхами, вместе искали и находили ответы на все ее непростые вопросы. Успокоилась она не скоро. Хотя в конце концов приняла факт, что надо жить и психологически настроиться на то, что скоро станет мамой. И она родила здорового ребенка, девочку. Была довольна и счастлива! Ее семья после этого сплотилась еще больше. Кстати, у мужа, отца ее ребенка, ВИЧ-инфекция не обнаружена. ВИЧ-позитивные мамочки: страхи и вызовы
– Удивительно, как во время полового контакта ВИЧ не передался супругу? Ведь ребенок у них совместный?
– Чтобы ВИЧ-инфекция передалась, должны совпасть определенные условия: огромная вирусная нагрузка, “окна” вхождения инфекции – это раны и потертости на коже интимных мест, сопутствующие инфекции, передающиеся половым путем. Так получилось, что не передалась. Муж был здоров и крепок, а у нее вирусная нагрузка в это время была неопределяемая, вероятно, поэтому заражения не произошло. Здесь все очень индивидуально. Но это неудивительно. У нас много таких пар, когда один из партнеров остается здоровым и не заражается ВИЧ от своего инфицированного возлюбленного, поскольку сейчас имеется довольно эффективная антиретровирусная терапия. И новый европейский подход, который применяется у нас, сейчас определяют, как Н=Н, то есть “неопределяемая вирусная нагрузка” равно “неопасен”. Означает, что ВИЧ в таких условиях может не передаваться во время полового контакта. Об этом уже многие знают.
– Ну а как сама женщина получила инфекцию?
– Это ее тайна. Возможно, от предыдущего партнера. Или же был контакт с кровью во время перенесенных ею медицинских манипуляций…
– И супруг ее не отверг?
– У любви нет причин расставаться, кроме одной-единственной: если нет самой любви. Влюбленные идут по жизни вместе, несмотря на трудности. И никакие диагнозы этому не помеха. Когда человек любит, ему нет разницы, с кем до этого жила его половинка. Уникальная, просто фантастическая история! Причем эта пара смешанная, азиатско-европейская…
– Но самое интересное, – продолжает Людмила Вильевна, – что эта повесть имеет продолжение. Сейчас у пары уже трое совместных детей. И все детки здоровенькие. Об этом можно говорить с уверенностью, поскольку каждый из детей уже перешагнул порог полутора лет. Это возраст, до которого малыши, рожденные от ВИЧ-положительных родителей, наблюдаются в нашем центре, состоят на учете у педиатра и у них регулярно берут анализы на вирус. Теперь, когда все их пробы показали отрицательные результаты и ВИЧ-инфекции у них нет, детей сняли с учета.
Сейчас, когда наша уже многодетная мамочка приходит к нам сама или с супругом, я говорю ей: “Вспомни, как ты впервые пришла сюда, как не хотела жить, намеревалась сделать аборт из-за поставленного тебе диагноза ВИЧ, как тебе казалось, что твоя жизнь на этом закончилась. А теперь у тебя прекрасная семья, трое здоровых детей”. Она отвечает: “Да, это большая удача и счастье, что мне тогда помогли. Если бы не было такой поддержки и правильной информации, я, наверное, сделала бы аборт, ушла от мужа, чтобы не заразить его, и моя жизнь просто пошла бы под откос. Но супруг был так влюблен, изучил всю информацию о ВИЧ в Интернете и уговорил меня не сдаваться!”.
– Сейчас мы, психологи центра, – говорит Людмила Музгаева, – постоянно убеждаемся: если человек информирован о вирусе иммунодефицита, у него меньше страхов и не возникает таких установок, как “ВИЧ – чума ХХ века”. Сегодня мы живем в ХХI веке. Новые препараты и подходы к лечению дают возможность быть свободными от напряженной терапии, жить полноценной жизнью. Уже нет необходимости принимать лекарства по часам и по нескольку заходов в день, как было раньше. Человек пьет лекарство всего один раз утром или вечером и получает больше возможностей для полноценной жизни.
– Но уход за детьми и их воспитание – это большая ответственность…
– Да, но у пары есть еще родственники. Мама знает о ВИЧ-статусе своей дочери. А родителям супруга они решили не сообщать об этом, чтобы избежать дальнейшего распространения информации. И сейчас это красивая и крепкая семья. Мы все радуемся, что есть на свете любовь и взаимопонимание, которые помогают им преодолевать любые сложности жизни.
– Какие перспективы у мамы, сможет ли она довести детей до совершеннолетия и увидеть, как сложится их взрослая жизнь?
– Сейчас ВИЧ, хотя и продолжает оставаться одной из серьезнейших проблем в мире, но, по определению ВОЗ, уже не считается катастрофической эпидемией, а перешел в разряд хронических контролируемых заболеваний. Нынешняя антиретровирусная терапия дает возможность инфицированным людям жить до преклонного возраста. Ну а иметь несколько детей – было мечтой этой пары. И супруг изначально говорил, что хотел бы иметь много детей. Эта мечта осуществилась! Три истории жизни с ВИЧ
Сейчас молодая женщина счастлива, что не совершила ту роковую ошибку с абортом, которая могла бы сломать ей жизнь и лишить радости материнства. Она сама очень дисциплинированна, регулярно лечится, раз в три месяца сдает анализы, благодаря антиретровирусной терапии у нее хорошие результаты, вирусная нагрузка неопределяемая. Сегодня пока существует только такое каждодневное рутинное лечение. Но, думаю, это до тех пор, пока ученые не найдут антивирус к ВИЧ и болезнь не станет полностью излечимой, – говорит психолог.
Конечно, есть и другие не менее вдохновляющие примеры. А случаются и довольно печальные, но поучительные истории. Их обсуждение мы продолжим в нашей рубрике “Здоровье”.
АЛМАТЫ