Классика или модерн?
Народная любимица певица Роза РЫМБАЕВА записала саундтрек к новой семейной комедии от режиссера Аскара УЗАБАЕВА “Келинка тоже человек”. Кино с многообещающим сюжетом скоро выходит на экраны, наверняка новой киношной келинке еще предстоит народный “разбор по косточкам”. Пока же этот пример приведен, чтобы показать интерес к самой теме. Мимо которой не проходят не только творческие натуры, но и обычные пользователи Интернета.
Своими наблюдениями и выводами на тему “Концепт “келин” в казахстанском дискурсе” в столичном дискуссионном клубе PaperLab, а затем и с нами поделилась Анна Савченко.
– Расскажите, почему вы решили заняться этой темой, чем она для вас интересна?
– Меня всегда интересовало, как развивается наше общество, как и на основании чего формируется политика. Обучаясь в магистратуре Академии ОБСЕ в Бишкеке, я узнала о таком методе исследования и теории, как дискурс-анализ. Вскоре после окончания обучения эти два моих интереса объединились. Я стала замечать, что публичное пространство: СМИ, блоги в Интернете, видеоролики в YouTube, социальные сети – наполнено обсуждением того, кто такая келин и какова роль традиционного института келин в современном Казахстане. Мне стало интересно, каковы особенности этой дискуссии, кто в нее вовлечен и по какой причине.
Я начала со сбора материалов, необходимо было зафиксировать, где и в какой форме в дискурсе появляется упоминание келин. Я сохраняла статьи и вырезки из газет и журналов, делала принт-скрины обсуждений в комментариях и блогах, искала общественные группы в сети “ВКонтакте”, смотрела ролики в YouTube, а также по упоминаниям и рекомендациям в СМИ нашла и установила мобильное приложение Kelin. Вы даже не представляете, какое количество людей интересуется этой темой! Все они задаются вопросом о том, кто такая келин, и пытаются найти ответ в сети Интернет. Приложение Kelin скачали более 185 000 раз, более 150 000 человек подписались на соответствующие группы в сети “ВКонтакте”, не говоря о том, сколько людей посмотрело комедию “Келинка Сабина” на YouTube или в кинотеатрах.
Потом мне стало интересно провести интервью, чтобы вживую услышать тех, кто активно участвует в обсуждениях в Сети. Конечно, на этом этапе возникли некоторые трудности – не каждый готов участвовать в интервью и рассказывать, почему он или она пользуется мобильным приложением или находит материалы общественной группы полезными/интересными. Многие отказывались. Поиск респондентов и организация интервью, пожалуй, были наиболее сложными моментами исследования.
– Кухонные обсуждения келин отличаются от общественных? Вообще вокруг чего эти дискуссии складываются?
– Отличаются, наверное. Никогда не знаешь, кто станет следующим участником дискуссии, какой он или она имеет опыт, знания, взгляды, ощущения. Если обобщить, то одна часть нашего общества придерживается точки зрения, что институт келин должен сохраняться в традиционном образе, а другие активно выступают за его модернизацию. Психолог: Плохое отношение к келин рушит казахстанские семьи
– Какой видят современную келин казахстанцы?
– Здесь нет единообразия. Сколько людей – столько мнений. Если, опять же, обобщить, есть два главных образа. Первый – традиционный: многие девушки пишут о том, что хотят/вынуждены выучить казахский язык, следовать традициям, отвечать ожиданиям родственников, второй образ сочетает в себе различные качества: хорошее образование, следование моде и современным тенденциям, стремление путешествовать, желание пожить “для себя и своего мужа”.
– Каковы в целом тон, эмоциональная и оценочная окраска?
– Если говорить о тоне, то тут весь спектр, всё зависит от площадки, на которой идет обсуждение, а также позиций участников дискуссии. Много критики, а также иронии. Как только начинается спор, например в комментариях, дискуссия становится эмоциональной и, скорее, негативной.
Аудитория – как тренд
– Поделитесь результатами вашего исследования, к каким основным выводам вы пришли, были ли неожиданные находки?
– Если очень коротко, то можно отметить живучесть дискурса – обсуждение продолжается уже более 8 лет, я условно обозначаю 2009 год – выход фильма “Келин” Ермека Турсунова как начало. Также важно отметить высокий уровень вовлеченности молодежи в дискурс и его воссоздание. В качестве неожиданной находки я бы отметила широкий спектр вопросов (здравоохранение и женское здоровье, дошкольное образование и воспитание, семейная психология, сексуальное образование, правовая грамотность), по которым девушкам необходимо обращаться к специалистам, но они обращаются в чат мобильного приложения.
– Показалось ли вам, что казахстанское общество к понятию келин относится спокойно, а вот любые новости про токал всегда вызывают эмоциональный отклик?
– Я бы не стала давать качественных оценок. Мое наблюдение таково, что как при дискуссии по вопросам института келин, так и по вопросам института токал стороны не прислушиваются к чужому мнению. Как в первом, так и во втором случае обсуждается то, что относится к сфере частной жизни.
– Как и для чего можно использовать результаты вашего исследования в будущем, а также планируете ли вы отслеживать эту тему дальше?
– Мне кажется, что любое исследование может быть использовано практически или теоретически, например, чтобы быть опровергнутым следующим исследованием. Я не пыталась дать универсальные ответы или предложить неопровергаемую истину. Моей целью было изучить тему, предложить ее описание. Думаю, этот тренд был замечен не только мною – за прошедший год появилось несколько очень популярных коммерческих страниц в социальной сети Instagram, направленных на аудиторию келин.
Да, тему я буду отслеживать, так или иначе. Возможно, не так активно, как ранее. Как говорила мой научный руководитель, один раз увлекшись дискурс-анализом, невозможно остановиться, поскольку дискурс – это целый мир: текст, речь, жесты, музыка, кино, изображения. Остается лишь придумать, на чем остановить внимание!