С прошлого года 26 вузов на базе военных кафедр обучают наших девушек военному ремеслу. Многие казахстанки могли выбрать женские профессии, носить юбки и туфли на высоких каблуках, но предпочли камуфляж и берцы. Армия – состояние души, шутят представительницы прекрасной половины. Дескать, это как в любви: сердцу не прикажешь…
– Все-таки женщины идут в армию по призванию, – высказал свое мнение заместитель командира по воспитательной и идеологической работе войсковой части 54380 подполковник Ринат АХМЕТОВ (в этом полку связи очень много женщин). – Кто идет просто заработать денег, долго не задерживается – все-таки есть определенные тяготы в военной жизни. Из практики знаю – женщины-связистки более усидчивые, внимательные, скрупулезно относятся к мелочам. У нас есть женсовет, который работает с семьями военных вместе с психологами, занимается организацией праздников. Представьте, эта общественная организация не изжила себя и сегодня вновь актуальна!
Когда нет проблемы “нечего надеть”
Чтобы узнать, каково это – жить по уставу, наравне с мужчинами выполнять марш-броски, прыгать с парашютом, мы отправились в 35-ю десантно-штурмовую бригаду в город Капшагай Алматинской области. Эта часть образована в 1949 году в городе Казани, а через 30 лет передислоцировалась в Капшагай. Ежедневно у десантниц построение, спортивные тренировки, отработка навыков рукопашного боя, занятия по защите от оружия массового поражения, строевая, огневая подготовка.
Гвардии сержант Надежда КОЛДЫРЕВА училась на бухгалтера, но в 2001 году призвалась в ряды Вооруженных сил:
– Мы постоянно находимся в тонусе, но мне это нравится. У меня спортивный характер – я легкой атлетикой занималась, участвовала в летних видах многоборья. А еще это стабильное обеспечение, хороший соцпакет. Могу позволить себе провести отпуск в санатории, на море.
– Не скучаете по платьям, туфлям на высоких каблуках?
– У нас особого выбора нет. Но есть и плюсы: не нужно думать – что же надеть завтра, нам не знакома эта вечная проблема женщин.
– Сколько у вас вариантов одежды?
– Основные три – полевая, повседневная и парадная. В туфли обуваюсь редко, носим в основном берцы.
Гвардии сержант Назгуль ТУЛЕУБАЕВА говорит, что в отпуске скучает по военной форме:
– С детства мечтала носить форму, но не могла определиться – какую. Окончила экономический колледж. Но все же попала на военную службу, шестой год служу по контракту. В семье я одна такая.
– А как вообще мужчины относятся к женщинам-военным?
– Боятся и уважают (смеется). Обычно спрашивают, почему я это выбрала. Я люблю свою работу. И мечтаю, чтобы супруг тоже был военным, в такой семье всегда есть понимание и уважение. Ведь у нас бывают проверки боевой готовности, могут поднять в любое время. Попробуй объясни мужу, куда ты срываешься на ночь глядя.
У десантников своя мантра – “За ВДВ”
Нам не терпелось посмотреть, как девчонки справляются на деле с оружием, проявляют себя на учебных тренажерах. Они наглядно доказали: маникюр не помеха, чтобы собрать и разобрать автомат Калашникова, строго придерживаясь отведенного времени.
Интересуюсь: а макияж можно делать женщинам-военным? Улыбаются – можно, но “боевая раскраска” индейца вряд ли понравится начальству…
Вместе с девчонками мы отправились в учебный воздушно-десантный комплекс. Его начальник гвардии старший сержант Сохиббой ШОИБОВ, у которого за плечами 274 прыжка с парашютом, оттачивает каждую деталь. Опытные десантники знают: разошлись ноги во время приземления – можешь получить перелом, колени всегда должны быть согнуты, чтобы не повредить позвоночник… Зачетный прыжок здесь совершается с 28-метровой вышки.
– Все действия должны быть доведены до автоматизма, – говорит он. – Это только Джеймс Бонд выбрасывает из самолета парашют, прыгает вслед за ним и надевает его в воздухе. В жизни все по-другому.
– Как вы психологически готовите парней, девушек к прыжку? Например, американские десантники делают дыхательные упражнения из йоги…
– Военные проходят психологический тренинг. Если человек прошел подготовку, он будет уверен в своих силах. У нас только слова и жесты – “За ВДВ”, “Никто, кроме нас”. Никакая йога не нужна после этого…
Пока мы замерзали с непривычки – в Капшагае дул пронизывающий ветер, а столбик термометра показывал минус 12 градусов, девушки разогревались пробежками, прыжками. “Мороз десантника бодрит”, – подбадривали нас шутками военные. Морозом или жарой здесь никого не испугать!
– Мой первый прыжок с парашютом был летом, ощущения – нереальные! – делится впечатлениями Надежда Колдырева. – В свободном полете ты можешь выплеснуть все накопившиеся эмоции, весь негатив… Жаль, длится удовольствие недолго. У нас говорят: пять минут ты орел, остальное время – лошадь.
Особых поблажек нет
Наравне с мужчинами девушки носят тяжелые вещевые мешки, бронежилеты, автоматы с магазином, выезжают на полигон – “выпустить пар”.
– Женщины хоть и слабый пол, но никогда не сдаются, не показывают страх, – говорит старший офицер по воинской дисциплине гвардии капитан Мейрам КАППАСОВ. – В критической ситуации ведут себя собранно. Они осознанно шли в армию.
– Какие-то поблажки им делают, например, во время марш-бросков?
– Поблажки только на 8 Марта (смеется). В женский день все цветы – нашим дамам. Поверьте, вниманием они не обделены!
– Находят ли девушки здесь свою вторую половинку?
– Каждый год играем свадьбы. Недавно вот офицер женился.
“Спортсменка, комсомолка, да еще и красавица” гвардии ефрейтор Асель ИЗМАХАНОВА несет воинскую службу вместе с супругом Бауыржаном. Рассказывает, что в юности была “пацанкой”, занималась карате, таэквондо.
Своим идеалом всегда считала мужчину-военного. Ее мечта сбылась. Счастливое семейство воспитывает двоих сыновей – 4,5 и 2 лет. На работе супруги общаются по уставу, никаких там “дорогой, милый”… Хотя Асель признается: порой ей трудно сдержать улыбку.
Интересно, приходилось ли от мужчин-военных слышать, что место женщины – у плиты, а не в Ми-6 с парашютом за плечами?
– Бывало, во время учений носим тяжести – мешок весит примерно 10–12, бронежилет – 5 килограммов, – продолжает Асель. – Еще оружие с магазином – около 4 килограммов. Некоторые жалеют – лучше бы дома сидела… Помочь пытаются. Я всегда отвечаю: сама захотела. Если не дай бог что-то случится, за меня никто ничего таскать не будет. Мы должны быть готовы ко всему!
Алматинская область