8 января – новая трагедия в небе над Тегераном: разбился “Боинг-737” украинских авиалиний “МАУ”. Погибли 176 пассажиров, члены экипажа. В тот же день СМИ сообщили о возгорании еще одного “Боинга-737” во время разгона в аэропорту Тель-Авива. К счастью, никто не пострадал.
Версии относительно происходящего выдвигают авиаторы, экстрасенсы, астрологи, политики, блогеры и все кому не лень. Говорят о неком “законе парных случаев”, влиянии затмения и так далее.
Может, все-таки дождемся официальных выводов правительственной комиссии, которые по крушению борта “Bek Air” обещали озвучить сегодня, 10 января?
27 декабря, накануне новогодних праздников, разбился рейс № Z2100 авиакомпании “Bek Air”, следовавший из Алматы в Нур-Султан.
Премьер-министр Казахстана Аскар МАМИН поручил всесторонне расследовать причины катастрофы, оказать помощь семьям погибших. Авиационная администрация Казахстана сразу приостановила сертификаты эксплуатанта на неопределенный срок, пока все вопросы по безопасности полетов не будут решены. Развалившийся на несколько частей “Фоккер” обследовали прибывшие эксперты МАК (Межгосударственный авиационный комитет), компании-производителя самолета, ИКАО, прокуратуры РК и другие.
В ответ на многочисленные запросы СМИ о состоянии воздушного парка авиаперевозчика, ходе расследования комитет гражданской авиации на днях напомнил: информация не разглашается до окончания расследования. И попросил дождаться официального комментария.
21 пассажир находится в больницах
Однако уже в первые дни после авиакатастрофы казахстанского лайнера стали известны детали взлета.
Регистрация рейса началась в 5.35, окончилась в 6.35, посадка закончилась в 7.03. “Fokker-100” (1996 года выпуска) вылетел в 7.21. Через минуту, в 7.22, воздушное судно пропало с радара. При взлете лайнер потерял высоту, дважды коснулся хвостовой частью взлетной полосы. После его развернуло, он пробил бетонное ограждение аэродрома. Следом произошло столкновение с двухэтажным строением, что находится на территории Алматинской области, Талгарского района, между населенными пунктами Гульдала и Альмерек. Тревога была объявлена в 7.25. На пульт “103” вызов поступил в 7.43.
На борту находилось 93 пассажира и 5 членов экипажа. Среди пассажиров были иностранцы – 2 гражданина Украины, 1 – Кыргызстана, 1 – Китая, остальные – казахстанцы. 603 килограмма багажа, 613 килограммов груза. Для оказания медицинской помощи выехало 40 бригад скорой помощи.
В результате катастрофы погибли 12 пассажиров: 8 – на месте, 2 – при транспортировке в больницу. В числе погибших – командир воздушного судна Марат МУРАТБАЕВ. 69 человек пострадали, из них 9 детей. Семи пассажирам врачи оказали амбулаторную помощь.
В среду, 8 января, управление здравоохранения южной столицы сообщило о состоянии пострадавших. 21 человек продолжает лечение в Алматинской многопрофильной клинической больнице, НИИ травматологии и ортопедии Нур-Султана. Врачи рассказали, что всем пациентам нужна длительная реабилитация. Ведь большинство получили закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясение мозга, переломы конечностей, костей таза, ушибы органов брюшной полости, грудной клетки.
Компенсацию на лечение им должна выплатить страховая компания “Аманат”. Однако спустя две недели (!) после авиакатастрофы никто из пострадавших ее не получил.
В социальных сетях пассажиры рейса № Z2100 пишут, что нужно собрать множество документов, доказательств, а им сейчас просто не до того.
Врач из Беларуси предлагает изменить конфигурацию кресел
После того, как в соцсетях, СМИ появились рассказы выживших пассажиров, в редакцию “КАРАВАНА” пришло письмо от автора 19 книг по медицине и 4 книг по философии, врача-невропатолога из Беларуси Валерия МОЛОСТОВА. Он предлагает простую и эффективную, по его мнению, защиту людей при авиакатастрофе.
“Как показывает медицинская статистика, если отсутствует возгорание лайнера, то его пассажиры гибнут от многочисленных травм внутренних органов и головы при резком торможении, – пишет автор. – Чаще резкая остановка лайнера происходит при посадке самолета не на шасси, а фюзеляжем на землю, или когда самолет ударяется о препятствие… При существующем расположении кресел “лицом вперед” люди продолжают двигаться по инерции со скоростью – от 400 до 800 километров в час. При застегнутом на замок ремне безопасности резкое торможение приводит к сильному сжатию им живота и позвоночника. Это заканчивается разрывом органов брюшной полости (кишечника, селезенки, печени, мочевого пузыря). Еще возможен разрыв поясничного отдела позвоночника. В 64 процентах случаев ремни безопасности рвутся и расстегиваются, поэтому пассажир летит вперед с огромной скоростью. В 23 процентах от пола отрываются даже кресла”.
Врач предлагает расположить кресла в салоне самолета спиной к движению лайнера (см. рисунок).
Считает – при наличии амортизирующего и глубокого кресла площадь упора о его мягкую поверхность увеличивается для пассажира. При расположении высоких кресел с подголовниками, хорошо прикрепленных к полу и потолку, даже сильный удар самолета о препятствие не будет смертельным, так как спинка не даст пассажиру вылететь из кресла. Такое же расположение кресел, по мнению автора, надо сохранить у пассажирских автобусов, скоростных поездов, легковых автомобилей.
Мы – не эксперты, но, может, к мнению Молостова стоит прислушаться?
Трагедии повторяются
28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур. В 2012 году страна также скорбела в предпраздничные дни – 25 декабря под Шымкентом рухнул военно-транспортный самолет “Ан-72”. Он следовал по маршруту Астана – Шымкент. На его борту находилось 7 членов экипажа и 20 военнослужащих – в основном руководящий состав казахстанской Пограничной службы. Все они погибли.
По данным Генпрокуратуры РК, причинами крушения “Ан-72” стали плохая погода, неисправность автопилота и ошибка экипажа.
В истории казахстанской авиации были и январские трагедии. Так, 29 января 2013 года при заходе на посадку в аэропорт Алматы разбился “CRJ200” авиакомпании “СКАТ” – самолет летел из Кокшетау. Погибли 16 пассажиров и 5 членов экипажа. Согласно отчету МАК, причиной катастрофы стали ошибки пилотов.
Практически на том же месте 4 января 1965 года упал “Ил-18Б” (CCCР–75685) компании “Аэрофлот”. Он также не долетел до взлетно-посадочной полосы и разбился неподалеку от поселка Красное Поле. Погибло 64 человека – большинство пассажиров и три члена экипажа.
Также в аэропорту Алматы были катастрофы с наездом самолетов на препятствия. Кстати, Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил проверить законность всех построек, расположенных вблизи Алматинского аэропорта. Как мы узнали, всё, что находится в радиусе 4 километров, должно быть согласовано с администрацией воздушной гавани (в ближайшем номере мы расскажем, кто и что строит на пути самолетов).
В том числе мусорные полигоны – головная боль авиаторов.
Наше издание не раз поднимало тему свалок, сельхозугодий (кормовой базы птиц) в опасной близости от взлетно-посадочной полосы. Сколько еще нужно трагедий, чтобы этот и другие вопросы безопасности были окончательно сняты?
И немного печальной статистики: по данным Межгосударственного авиационного комитета, в Казахстане в результате авиакатастроф с 2009 по 2017 год погибло 87 человек.
Анна СУРДИНА, АЛМАТЫ