Через 20 лет спрос на воду в Казахстане вырастет в два раза - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Через 20 лет спрос на воду в Казахстане вырастет в два раза

Через 20 лет спрос на воду в Казахстане вырастет в два раза

Бережливые немцы бьют тревогу: воды на земле все меньше, а расход ее растет. Даже в Германии чувствуется дефицит, а что говорить об Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке! На Третьем казахстанском водном форуме, что прошел в Алматы, ученые предупредили: войны за живительную влагу, страшные болезни нас могут настигнуть уже скоро! И хотя Казахстан занимает ведущие позиции в рейтинге доступа к водным ресурсам, управлять своим богатством мы так и не научились.

  • 6 Декабря 2016
  • 3516
Фото - Caravan.kz

А вы можете представить, чтобы в старушке Европе из лопнувшей трубы водопровода полдня хлестала вода? Три года назад я буквально вплавь добиралась по алматинскому микрорайону, что выше улицы Жубанова. Не раз горожане были свидетелями, как вода часами, а бывало, сутками текла из старых колонок, труб. По немецким меркам – преступное расточительство. Как и поливалки на улицах после дождя. Но это все мелочи по сравнению с потерями живительной влаги в сельском хозяйстве, при производстве, экологическими катастрофами, загрязнением грунтовых вод пестицидами, солями тяжелых металлов…

Для более эффективной работы со всем, что дает нам воду, нужны обученные специалисты-гидрогеологи, инженеры. Поэтому при Казахстанско-Немецком университете открылась кафедра ЮНЕСКО по управлению водными ресурсами в Центральной Азии, единственная в регионе. Дальновидные немцы-спикеры форума пояснили: это нужно для безопасности!

Страшные прогнозы: голод, болезни, конфликты

– Германия – мировой чемпион в сохранении воды, – говорит глава представительства фонда им. Конрада Аденауэра в Казахстане Томас ХЕЛЬМ. – Мы сделали много ошибок и сегодня экономим воду. Наши ученые разработали наноунитазы, фотодатчики, чтобы использовать меньше воды. Возможно, скоро откажемся от газа, нефти, но от воды – никогда! Я много лет изучал причины распространения тропических заболеваний, их 17. Переносчики – черви, микроорганизмы. У всех заболевших не было доступа к чистой воде. Через несколько лет нас, землян, будет 9–10 миллиардов, и если не думать об управлении водными ресурсами, людей ожидают голод, болезни, конфликты.

У немцев имеется множество полезных технологий. Из простейших – спецвставки в краны, машины, которые считают и уменьшают напор воды, например, для мытья рук. Но чтобы внедрять крутые разработки в других странах, в том числе в Казахстане, нужны грамотные специалисты и деньги, говорят эксперты.

Член парламента ФРГ, эксперт по вопросам воды в комитете по экономическому сотрудничеству и развитию Франк ХАЙНРИХ привел такие данные: 4,2 миллиарда людей не имеют доступа к чистой воде, а 9 миллионов – вообще к воде и санитарии. Даже в благополучной Германии еще у тысяч жителей нет доступа к централизованному водопроводу и канализации. Для немцев – дикость, а я сразу вспомнила родные поселковые школы, частные дома с уличными туалетами – таких у нас десятки тысяч!

Половина сельчан нуждается в воде

А какова же ситуация в Казахстане? Главный специалист по водным ресурсам департамента устойчивого развития и изменения климата Азиатского банка развития Ясмин СИДДИКИ рассказала, что в 29 странах Азиатского региона не хватает воды. Казахстан находится в верхних строках рейтинга водной безопасности и доступа, но расслабляться не стоит. По расчетам зарубежных специалистов, через 20 лет спрос на воду в Казахстане вырастет более чем вполовину.

На сайте министерства сельского хозяйства в “Отчете о реализации Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана” говорится: по итогам 2014 года доступ к центральному водоснабжению имеют 86 процентов городского населения и только 50,3 процента сельского и 11 процентов – к водоотведению. Ближайшие к Алматы поселки и города страдают от нехватки живительной влаги, о чем “КАРАВАН” рассказывает из года в год. Так, половина жителей города Талгара в летнее время сидит на сухом пайке. И за последние 10 лет там мало что изменилось.

Всего в 2014 году по стране реализовано 310 проектов водоснабжения и водоотведения на сумму 91,6 миллиарда тенге, в том числе: по городам 111 проектов (49,8 миллиарда), по селам 199 проектов – 36,8 миллиарда тенге.

– Где еще остро стоит вопрос с водой? – спросила я руководителя департамента трансграничных рек минсельхоза Мухтара ЖАКЕНОВА.

– Конечно, благодаря специальным программам ситуация стала лучше. Но все еще проблемный регион – Центральный Казахстан, здесь нет месторождений подземных вод, а запасы радоновых вод для питья не предназначены. Вопрос водоснабжения решается строительством группового водопровода. Есть проблемы на севере – там большие расстояния между населенными пунктами, ввод в эксплуатацию обходится дороже. В малых городах бывают перебои, но они часто зависят от состояния водопровода.

Отходы – в доходы

Вода, которую пьют казахстанцы, не самого высокого качества. Так, среднереспубликанский показатель качества питьевой воды (удельный вес несоответствия) по микробиологическим показателям в 2014 году составил – 1,5 процента (в 2013 году – 1,2 процента), санитарно-химическим – 2,2 процента против 1,5 процента в 2013-м.

Рост нестандартных проб, по мнению специалистов по защите прав потребителей, связан с плохим санитарно-техническим состоянием разводящих сетей, частыми авариями и другим. Но ведь воду можно очищать, как это делают многие страны! На форуме моя коллега вспоминала, как во время поездки в Германию делегации казахстанцев показали высокие технологии: канализационные стоки на их глазах превратили в… питьевую воду, что подтвердил химанализ. Правда, выпить очищенной водицы никто не решился…

Директор завода “Мембранные технологии” Александр ЦХАЙ в своем выступлении тоже затронул этот болезненный вопрос. По его словам, предприятие получило 24 патента на собственные изобретения, среди которых, например, очистка подземных вод от вредоносных химических элементов:

– К сожалению, наши предложения не нашли отклика, заказчика, наверное, в некоторой степени, это психологический момент. Зато мы делали проект для ОАЭ, очищали воду под их стандарт. Это государство богатое и может себе такое позволить. В Казахстане четыре министерства занимаются водой, и непонятно, к кому обращаться? Пока у нас не будет единого органа, управляющего водной тематикой, будем топтаться на месте.

– В отравленной воде мы выращиваем рис и травим свой народ. Нам наука не нужна, мы зарубежных ученых купим. И потом туфту будем получать, – высказал мнение заместитель гендиректора по науке ТОО “Казахстанское агентство прикладной экологии” Малик БУРЛИБАЕВ. – Чтобы в науку шли молодые люди, они должны быть хорошо подготовлены.

Специалистов можно сосчитать по пальцам

О кадровом голоде на форуме говорилось много. Заместитель руководителя исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в Казахстане Амирхан КЕНШИМОВ рассказал, что работников по водным специальностям в РК готовят восемь вузов:

– Больно смотреть на наших выпускников – они не знают элементарных вещей, их не берут на работу. Как-то я был в составе экзаменационной комиссии. Задал одному, второму, третьему дипломнику вопрос, так они не смогли объяснить, что написали в дипломе. Кстати, количество отведенных часов на подготовку инженера в наших вузах в два раза меньше, чем в Узбекистане, России. Казахстанское водное хозяйство остро нуждается в специалистах, которые могут вести проектные, строительные работы. Специалистов советской закалки можно сосчитать по пальцам. Они уйдут, и нам придется обращаться к немцам, узбекам, россиянам…

Гости из Германии в свою очередь напомнили европейский опыт: компании, работающие в водной сфере, должны быть заинтересованы в профессиональных работниках. Инвестиции в обучение молодых ученых – обычная практика. Ведь конечный результат того стоит.

Вместо заключения. В прошлогоднем докладе вице-министра сельского хозяйства РК Ерлана НЫСАНБАЕВА говорится, что бассейновыми инспекциями за 2014 год проведена 271 проверка по соблюдению водопользователями требований водного и природоохранного законодательства. Наложено 236 штрафов на сумму 21,4 миллиона тенге.