Как рассказали создатели “AQ OTAU” Нурзия Ниязбекова, Ардак Галымбеккызы и Сунгат Ильяс, практические занятия и тренинги для юных леди проведут психологи, сотрудники центра “Ана мен бала”, кризисного центра “Дағдарыс” и Дома мамы.
На встречи со слушательницами школы келин пригласят семейные пары со стажем с рецептами счастливого брака. Ну и, конечно, будущие снохи посетят уроки рукоделия, кулинарии, семинары о традициях и о том, как ухаживать за собой, чтобы выглядеть приятно и дома, и на людях.
Пока первые ласточки начинают обучение, обыватели спорят: нужна ли на традиционном юге Казахстана вообще такая школа?
Была бы твердая воля – и гора превратится в поле
Те, кто привык апеллировать языком цифр, говорят, что задуматься о готовности молодежи к созданию семьи давно пора.
– В Кызылординской области на каждые три бракосочетания приходится один развод, – рассказала директор областного департамента статистики Мариям БАКЕЕВА. – Это в целом по региону. А в самой Кызылорде и Байконыре распадается каждый второй брак.
Самые крепкие семьи, по нашим наблюдениям, создают люди в сельских глубинках, где почитаются народные традиции и обычаи, многое основывается на преемственности поколений.
В Аральском, например, районе региона один развод приходится на пять браков.
Опытные педагоги вспоминают, что и в былые времена тема семейных ценностей была актуальна. Ибо браки, может быть, и заключаются на небесах, а семьи люди строят.
– Если кто помнит, в советское время существовал даже предмет, который преподавали в школах, – “Этика и психология семейной жизни”, – рассказывает ветеран педагогики Любовь САНИНА. – И старшие школьники изучали его с любопытством, потому что каждый юноша хочет стать мужем и отцом, а каждая девушка – женой и мамой. Но одного желания мало. Я почувствовала себя настоящей казашкой, побывав на русской свадьбе: орыс-келiн о жизни в казахской семье
– Я, например, не умею готовить, а мама моего парня, когда заходит речь о женитьбе сына, всегда говорит, что наконец-то передаст хозяйство невестке и будет ездить к родне, ходить к подружкам, приглашать домой сватов, – рассказывает студентка Забира С. – А у нас дома на кухне без проблем справляются мама и старшая сестра, так что я в свои 19 лет только посуду мыть умею.
Училась готовить по рецептам из Интернета, но не всегда получается съедобно. Думаю, всё равно нужны практические навыки. Хожу теперь хвостом за сестрой, напрашиваюсь ей в помощницы.
– Я русская, а жених у меня казах, – рассказала о себе 20-летняя медсестра Светлана Р. – С женитьбой нашей вопрос решен, родители не против, мы с Сабитом любим друг друга, но я почти не знаю казахских традиций и обычаев. Вернее, я многое о них прочитала в книгах, в Кызылорде центральная библиотека богата на фольклор, но всё это в моей голове фольклором и остается. Я даже не знаю, какие из изученных мною обычаев еще живы, а какие канули в Лету. Хочу теперь записаться в школу келин, пусть мне всё объяснят на деле.
К слову, тем, кто хочет попасть в школу келин, объясняют, что на некоторые занятия можно приходить с будущими мужьями.
– Семья – это союз, и премудростям семейной жизни должны учиться оба супруга, – рассказала Сунгат Ильяс. – Поэтому в нашей школе предусмотрены курсы и для молодых пар, которые намерены в скором времени сочетаться узами брака. Парни ведь тоже сами по себе хорошими мужьями не становятся. Их также нужно учить искусству строить отношения и навыкам домоводства.
“Возьми замуж дочь, прежде узнав, кто ее мать” – казахская пословица
Не на курсах и в школах нужно девочек учить домоводству и этике семейной жизни, а дома, в семье, где родились, уверена мать семерых взрослых сыновей и бабушка целого отряда внуков Бекзада Альжанова.
– Я уже всех своих сыновей женила, – рассказывает она. – И всем им говорила, что любовь – любовью, а казахскую традицию тесно общаться со сватами, быть самой близкой родней еще никто не отменял. Поэтому надо очень хорошо узнать семью невесты, прежде чем принять окончательное решение о создании своей семьи. Вдруг завтра придется общаться с людьми, которых сложно понять и трудно уважать? А придется, если женишься!
Еще говорят, что, выбирая жену, смотри на тещу. Копия обычно не сильно от оригинала отличается.
Если будущая теща неряха, нормально гостей угостить не умеет, сварливая или недалекая, то и жена такая же у тебя будет. Почему у одной келин баурсаки мягкие и вкусные, а у другой – так себе? Как мамы учили, так и пекут.
Покладистость, умение мужу угодить, старших слушать, желание домашнее хозяйство вести, детей рожать и баловать должны мамы своим дочерям в голову вложить. Это их обязанность.
А молодежь считает, что свекровь не всегда “своя кровь”, и какой бы хорошей келин ни была, ей подчас просто не везет с родней мужа. "Муж наврал мне о том, что меня ждет", — келинка из Алматы рассказала об ужасах в новой семье
– Я со своей бывшей свекровью судилась, – рассказывает Алима С. – Мы с мужем, может, и жили бы мирно и счастливо, если бы не деспотичный нрав его мамы. Она должна во все влезть и все знать. И про всё высказать свое мнение. Но суть судебного спора была не в этом, конечно. Когда я от Ильяса все-таки ушла, устав терпеть ежедневные нападки, свекровь заявила, что не отдаст вещи, которые мне привезла родня в качестве приданого.
То есть ей не важно было, что у сына семья рушится и внука уносят из дома, ей хотелось, чтобы в спальне остался мой белый гарнитур, в комодах – куча красивого постельного белья, на кухне – новая бытовая техника. Пришлось подавать в суд, чтобы отвоевать всё это.
Принципиально. Спор разрешил в итоге профессиональный медиатор. Мы договорились, что свекровь даст мне спокойно увезти всё мое добро. Но пришлось список приданого составлять, чтобы больше не возвращаться к вопросу.
А вот Альбина К. считает свою свекровь погрязшей в условностях и традициях.
– Мама мужа неплохая, хозяйственная, меня не ругает, но в доме её слово – закон, и мой супруг не поймет, если я не буду слушаться свекровь. Сам-то он своей маме беспрекословно подчиняется. А она, как бы это сказать, ретроградка. Всё у нее по какому-то старинному уставу. Когда приходят старшие родственники, я обязательно должна им кланяться. Чай наливаю гостям часами.
С мужем на той мне можно, а в ночной клуб уже нельзя. Внука моя свекровь уложила в бесик, протестовать было бесполезно.
Зарплату и я, и муж отдаем ей, а она уже какую-то часть дает нам на личные расходы. Хочется спросить мужа, а нельзя ли нам пойти пожить отдельно, но я вижу, что он в обстановке родного дома счастлив. Молчу.
К слову, школу келин рекомендуют посещать и взрослым женщинам. Особенно потенциальным свекровям. Ибо век живи – век учись. И ради счастья надо меняться.
КЫЗЫЛОРДА