“Бразилец” на час и латинские страсти
Всё это богатство растет в селе Украинка. Во дворе снег и мороз, но стоит переступить порог оранжереи “Жер Су” – теплынь, зелень, тропики!
– Многие, кто сюда приезжает, так говорят: “На часок в отпуске побывать”, – делится с улыбкой хозяйка тепличного комплекса Людмила ЗЕМЛЯНАЯ.
Первое, что сразу чувствуешь, – это эфирный ментоловый аромат. Фабрикой свежего дыхания выступает лимонарий – желтые плоды, как лампочки, выглядывают из сочных листьев, и у каждого кожура усыпана крохотными капсулами – запасами масла с антисептическим, бактерицидным и противовирусным свойствами. Хозяйка оазиса заранее предупреждает: бросаться на сбор урожая без опыта нельзя – ветки усыпаны шипами. Причем больше всего колючек на молодых, обильно цветущих побегах. Такой у лимонов механизм защиты.
– Первые 7 черенков муж привез в обычной сумке из Украины, – вспоминает Людмила Дмитриевна. – Этот сорт вывел киевлянин Анатолий Патий. Мы его развели, и сейчас у нас стабильный урожай. Лимоны зреют 9 месяцев, вырастают громадными, могут потом еще полгода висеть.
Рядом участок с деревцами, увешанными мандаринами, а по соседству – папайя, или дынное дерево. У этой “латиноамериканки” крона, как у пальмы, и плоды напоминают дыньки. В этой же оранжерее плодоносит лайм – гость из Индии, знаменитый рекордным содержанием аскорбиновой кислоты. Впервые массовым выращиванием цитрусовых густо-зеленого цвета занялись в Персии (сегодня – Иран). И до сих пор персидские лаймы являются самыми продаваемыми в мире.
А еще под карбоновой крышей оранжереи зреют бананы, гранаты, ананасы, кофейные зерна…
– Постоянно что-то новенькое подсаживаем, разводим, – говорит хозяйка теплицы. – Семена папайи мне привезли из Индии. В другой раз подарили саженец мушмулы японской. Японцы обожают это растение за пышное цветение и нежный аромат. Есть у нас родственница ананаса – эхмея. У нее цветы на длинных трубчатых ножках, бывают один раз в 4 года, но зато цветение длится почти год.
Людмила Дмитриевна подходит к красавице с гибкими ветками-плетями. Это маракуйя – она же пассифлора, она же гранадилла, она же страстоцвет. Прибыла из тропических лесов Бразилии, знаменита сочными ягодами и сказочными цветками. Последние появляются весной всего на один день. Всё начинается с первыми лучами солнца: бутон в зеленой чашечке с нежно-розовыми лепестками на глазах раскрывается и обнажает фиолетовую игольчатую корону. Внутри короны 3 пестика и 5 тычинок с ярко-желтой пыльцой, над цветком плывет облако нежнейшего аромата. Но едва солнце начинает клониться к закату, бутон угасает. Как только исчезнут последние лучи солнца, он закрывается. Всё – его жизнь закончена.
Для женихов и невест
Многие растения интригуют навороченными вокруг них мифами. Садовод показывает корзины из зеленых листьев с белыми цветами-парусами на длинных стеблях. Это спатифиллум, или, как его называют в народе, “женское счастье”. Если верить истории, впервые в Европу саженцы привез немецкий ученый Густав Уоллис, посетивший с экспедицией тропические леса Эквадора и Колумбии. В родном экваториальном климате растение предпочитает тень, влажность, болотистую почву. Однако в западных странах прижилась легенда, будто букет белых цветов в толпу бросила древнегреческая богиня Астарта. Европейцы обычно дарят спатифиллумы невесте как пожелание счастья, благополучия и любви.
По соседству нежатся антуриумы – тоже выходцы из Южной Америки. Эффектные, с крупными цветами и яркими ягодами. Второе название цветка… “мужское счастье”, а еще “фламинго” и “красный язык”. Собственно, достаточно разок взглянуть на этого симпатягу, и всё становится понятно: на стеблях красуются розовые или ярко-красные прицветники, а посередине – соцветие в виде мощного початка.
– В нашей коллекции есть буддлея, которую в Японии называют “деревом бабочек”, – рассказывает Людмила Дмитриевна. – И есть бругмансия, или “дерево ангелов”, – у него аромат нарастает ближе к ночи. Роскошное растение с огромными ярко-зелеными листьями и фантастическими цветами. Есть муррайя – в Японии ее ягоды считали панацеей и разрешали употреблять только членам императорской семьи. Есть множество видов кактусов и суккулентов – уроженцев каменистых пустынь и полупустынь.
Ровесники динозавров
Вот уже 2 года из-за пандемии сельская теплица закрыта для школьных экскурсий. Людмила Дмитриевна только с сожалением разводит руками – уроки в тепличном комплексе, конечно, помогали детям усвоить ботанику. По сути, здесь собраны растения всех основных климатических зон – от экваториальной до умеренной.
– У детей столько восторга, – делится садовод. – Некоторые снимали ролики. Как-то приехали первоклашки. Один ребенок сразу достал смартфон и начал вести блог. Идет по теплице и комментирует: “Бабулечка, это лимон, бабулечка, это папоротник”. Так трогательно было. Вечером дома дети рассказывали родителям, растения каких климатических поясов они увидели.
Хозяйка теплицы показывает саговую пальму и папоротник, – удивительно наблюдать реакцию детворы, когда они слышат, что эти виды являются ровесниками мезозойской эры, то есть эры динозавров. Конечно, когда у тебя перед глазами живой цикас, и преподаватель объясняет, что эта пальма – эволюционное звено между папоротниками и хвойными деревьями, такие знания запоминаются надолго.
Старшеклассники, по словам садовода, залипают возле всего, что связано с известными брендами. Например, они с интересом слушают о мурданнии – травянистом растении, которым тайцы лечат чуть ли не все болезни. Оно входит в состав самых раскрученных препаратов и косметики из Таиланда. В этом же ряду кустарник плюмерия, или по-итальянски франжипани. Буддисты считают его магическим – своего рода талисманом на счастье. Плюмерию обильно высаживают возле храмов, тем более и цветет она пышными шапками…
Вообще, интересных растений, по словам Людмилы Дмитриевны, не счесть. Иногда кажется, что для новичков уже нет места – ставить некуда.
– Но стоит увидеть что-то необычное, – признается она, – всё равно найдется уголок.
Усть-Каменогорск