Чем будет воевать Казахстан, если придется Родину защищать - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем будет воевать Казахстан, если придется Родину защищать

Чем будет воевать Казахстан, если придется Родину защищать

Чем будет воевать Казахстан, если придется Родину защищать

  • 27 Января 2020
  • 20785
Фото - Caravan.kz

Статья “В плену генеральских иллюзий” (“КАРАВАН”, № 2 от 17 января 2020 года) о намерении чиновников во что бы то ни стало закупить очередную партию БТР-82А российского производства вызвала неоднозначную реакцию среди читателей нашей газеты. Некоторые военные ученые из Академии военных наук (АВН) категорически против такого поспешного шага. Другие, включая действующих генштабистов и некоторых генералов в отставке, продолжающих работать в системе минобороны, – за.

Градус противостояния между теми и другими растет не по дням, а по часам.

Напомню: сыр-бор разгорелся, когда стало известно, что минобороны вынашивает планы оснастить наши войска морально устаревшими бронемашинами прошлого века.

По утверждению военных аналитиков, даже максимально модернизированные БТР-82А в условиях современных военных конфликтов “железобетонно потеряли свою актуальность”. То, что в понимании прошлых советских лет было необходимым, сейчас является анахронизмом.

При гибридных войнах, как утверждал в своем выступлении на недавней Международной научно-практической конференции в Академии ПС КНБ РК бывший начальник технического управления Национального университета обороны подполковник запаса Темиржан КАРБАЕВ, сплошной линии фронта уже не будет. Понятия “тыл”, “передовая”, “своя-чужая территория” стремительно исчезают из обихода современных военных. Подразделениям теперь приходится все чаще действовать в отрыве от основных сил. Поэтому меняются и требования, предъявляемые к современной бронетехнике.

Простому человеку трудно понять, зачем Казахстану тратить миллиарды тенге на устаревшую технику. Пора бы уже начать искать другие пути повышения боеготовности своих войск и сохранности жизни собственных солдат, а не просто поддерживать предприятия ОПК северного соседа, потому что того требует принцип добрососедства.

Генералы печальной карьеры

Когда верстался номер, в защиту морально и физически устаревших российских бэтээров неожиданно выступил ветеран Вооруженных сил РК, директор представительства АО “Семей инжиниринг”, генерал-майор в отставке Геннадий НОСОНОВСКИЙ. В минувшую среду он позвонил в редакцию “КАРАВАНА”.

“Изначально бэтээры создавались для транспортировки мотострелковых подразделений и поддержки их на поле боя, – высказывается Геннадий Носоновский. – На вооружении в Сухопутных войсках ВС РК сейчас большое количество БТР-80, БТР-80А, БТР-82А. Наши предприятия способны вести техническое сопровождение, осуществлять ремонт и частичную модернизацию этой техники…”

Опять тюнинг? Российские эксперты, кстати сказать, по этому поводу уже откровенно признавались: “…БТР-80, БТР-82, БТР-82АМ, БТР-82АТ – сколько ни вешай букв на индекс в названии, все равно морально устарели и не подходят под условия и задачи современных войн. Короче говоря, бесчисленные модернизации все равно ведут в тупик”.

Генерал-майор Носоновский в своем комментарии как военный профессионал утверждает, что “штатное место наводчика-оператора переместилось из башни в обитаемое отделение, что повысило его относительную (!) безопасность”.

Но что, по его мнению, означает “относительная безопасность”? Может, то, что БТР не способен выдержать попадания реактивной гранаты и уязвим против ракетных комплексов и даже малокалиберной артиллерии. Про крупнокалиберные атаки можно и не говорить.

– Эта боевая колесная машина беззащитна не только против кумулятивной боевой части управляемых ракет, но даже против бронебойных патронов снайперской винтовки, не говоря уже о самодельных взрывчатых устройствах, минах и придорожных фугасах, – говорит Темиржан Карбаев. – Именно это обстоятельство и привело к тому, что появился термин “движение на броне”: когда солдаты не рассажены по своим штатным местам под минимальной защитой брони, а в полной экипировке находятся на “крыше” бронетранспортера – в надежде остаться в живых. Что касается внутренней эргономики, то, если сравнить советского солдата образца 60–70-х годов прошлого века и современного бойца в полном снаряжении, становится очевидным, что современная экипировка солдата предусматривает обязательное ношение бронежилета, оружия, боезапаса, рюкзака килограммов под 40. Конечно, это все значительно увеличивает габариты военнослужащего. А если он вдобавок ко всему еще и в зимней форме одежды? Чтобы спешиться и вступить в бой, ему надо умудриться протиснуться в тесный боковой люк.

Более того, сидеть в БТР бойцы вынуждены на сиденьях, крепящихся к полу!

На всех современных бронемашинах устанавливаются подвесной пол и энергопоглощающие антикомпрессионные сиденья с амортизацией и индивидуальным креплением к бортам машины изнутри. В нынешних условиях, когда около 75 процентов потерь личного состава в ходе различных военных конфликтов приходится на мины и СВУ, – это жизненная необходимость. Все бронемашины развивают скорость свыше 100 км/ч. На пересеченной местности допускается разгон порядка 50 км/ч. Для сравнения: БТР-82А массой 15,4 тонны имеет двигатель мощностью всего 300 л. с. Его скорость на шоссе ограничена 80 км/ч, а на бездорожье – 40 км/ч.

Военные умы предупреждают

“Боевые машины создаются для боя, а не для комфортного времяпрепровождения, – подчеркнул в своем комментарии Геннадий Носоновский. – Я сам служил 40 лет и на неудобства никогда не жаловался. Так что, по моему мнению, заявленные к закупке БТР-82А отличаются надежностью, высокими боевыми характеристиками и пользуются большим спросом в мире”.

То, что бэтээры российского производства пользуются в мире каким-то диким спросом, наши военные ученые отрицают напрочь, утверждая, что БТР-82А – это всего лишь модернизированная копия советского бронетранспортера БТР-80. Форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют той советской машине. Конечно, разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью, что позволило уберечь экипаж и десант от пуль и осколков, а также повысить уровень тепло- и шумоизоляции.

– Противоминная защита БТР-82А была немного увеличена по сравнению со старым БТР-80 лишь за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых – взять на себя часть энергии взрыва, – делится Темиржан Карбаев. – Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина). БТР-82А не имеет уровня защиты от мин и фугасов. В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сиденьями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны. Однако для установки сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БТР-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки.

Уверяю вас, сиденья там установлены современные, но не противокомпрессионные.

Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, шаг вперед, но лишь по сравнению с его предшественником – БТР-80. Назвать же БТР-82А прорывом не поворачивается язык.

По словам военного ученого, одним из показателей отсталой аргументации было почти маниакальное требование к плавучести бронетехники. Но, как утверждают сами же военные эксперты из России, умение плавать вообще было идефикс советской бронетанковой доктрины. Это проистекало из необходимости форсировать множество европейских рек и речушек в броске до Ла-Манша среди атомных взрывов плюс психологические травмы и кошмары генералов со времен Великой Отечественной. Сейчас боевой заплыв брассом целых подразделений без понтонных средств даже трудно себе представить. Да и разве в Казахстане так много рек, чтобы их массово форсировать?

Применение устаревшей и не отвечающей современным требованиям техники, как считают военные ученые, “не только неэффективно, но и преступно по отношению к обороноспособности государства”.

– Западная передовая военная мысль уже давно осознала необходимость разработки бронированной колесной техники, отвечающей современным угрозам и вызовам. Важнейшим новым требованием, по взглядам зарубежных специалистов, стал принципиально новый подход к защите машины. Она должна обеспечивать не только возможность удобного и эффективного участия перевозимой пехоты в бою, но и отвечать максимальным условиям безопасности бойца. Уверен, что нам следует оснащать войска современными образцами боевой техники, которые не только сохранят жизнь и здоровье наших солдат, но и повысят обороноспособность казахстанской армии.

Вместо послесловия

В своей книге “Войны шестого поколения” генерал-майор запаса СЛИПЧЕНКО писал: “Военачальник, занимавшийся подготовкой войск к ведению боевых действий, всегда должен очень ясно представлять характер будущей войны. Однако очень часто войска готовятся не к будущей, а к прошлой войне. В этом и кроется главная опасность современности.”

– Наши генералы, когда у них появляется возможность заказать оружие и технику, как правило, останавливаются исключительно на тех образцах, которые им уже хорошо знакомы, – улыбается Темиржан Карбаев. – Вероятно, они даже не задумываются о чем-то принципиально новом и могут от греха подальше запихнуть крутой, но дорогостоящий БПЛА в сарай, чтобы не брать за него какую-то ответственность. Так и живем. В вечном противоречии, выдавая желаемое за действительное.

Алматы