Она рассказывает о казахстанских семьях с помощью камеры – ей доверяют запечатлеть самые сокровенные моменты жизни: беременность
и только появившихся на свет граждан.
И, по мнению многих, это не только про красивые кадры на память. Фотосессии Асель способны менять жизнь к лучшему! Для чего нужны услуги профессионального фотографа, почему все кругом развивают личный бренд и что не так с мобильной фотографией – “КАРАВАН” узнал у одного из самых востребованных фотографов Алматы.
Декрет – как трамплин в карьере
– Асель, почему вы бросили журналистику и ушли в фотоискусство?
– Знаете, это стандартная история – мамочка в декрете, когда захотелось больше свободы для самовыражения, тянуло куда-то в красоту, в эстетику. Мой путь как фотографа начинался с детской фотографии и был связан с рождением моего первого ребенка. Любование маленьким человеком, которого я привела в этом мир, требовало, чтобы я это делала не одна, а вместе со мной восхищались все! Впоследствии во мне развилась наблюдательность художника: я смотрела на малышей в парке, на детей своих знакомых, на эти глазки и реснички, на щечки и пушок над губками – всё это во мне вызывало такое восхищение! Я удивлялась, насколько это чистая красота. Все эти чувства, наверное, привели меня к детской фотографии, которой я посвятила 8 лет.
Детская съемка меня не отпускает и по сей день, рамки моего восприятия расширились, произошло масштабирование, когда я поняла, что роль ребенка намного интереснее в контексте семьи и семейных отношений. Если смотреть субъективно, то ребенок – лишь маленький пазл в общей картине семьи, а если объективно – это огромная ее часть, важное достижение двоих взрослых самодостаточных людей. Мне интересно наблюдать за реакциями участников именно во время семейной съемки. Фотография – это картина взаимоотношений, внутренних взаимосвязей, иллюстрация того, как мы влияем друг на друга, как двое независимых людей, соединившись в одно целое, в семью, становятся единой субстанцией. Помните, как сказал классик: “Все счастливые семьи счастливы одинаково”. И всё же ни одна семья не похожа на другую, все по-разному проявляют нежность, заботу. Семейная фотография – это не просто фиксация физических объектов: вот мама, папа, рядом ребенок. Здесь главное – эмоциональная составляющая: взгляды, случайные улыбки, едва заметные прикосновения рук… Для меня ценность фотографии именно в этих тонких, неуловимых нюансах.
Особый подход – к особому состоянию
– У вас целый аккаунт в “Инстаграме” посвящен фотосъемке беременных моделей (assel_timson_photography). Почему, на ваш взгляд, женщины хотят запечатлеть этот момент?
– Я начала заниматься съемкой беременных во время своей третьей беременности. Так совпало, что именно в эту беременность я остро ощутила совершенство своего тела, гармонию физического, духовного и эмоционального состояния. Чувство, что именно сейчас я прекрасна, как никогда. Что мне не нужно стремиться стать стройнее, выше, умнее, ухоженнее, образованнее. Наверное, каждая женщина во время беременности ощущает в себе эту божью искру, благословение. Я начала с того, что стала фотографировать себя, ставила камеру на штатив и просто снимала свои формы. И впервые в жизни ощутила, что во мне столько гармонии, принятия, любви, прежде всего, к себе и своему телу… Несколько фотографий, выложенных в “Инстаграме”, вызвали небывалую реакцию – подписчицы говорили: “Как классно, а можно меня так же?”. Оказалось, я попала в запрос, который давно зрел в женской среде. Так чего же хотят женщины? Они хотят не просто фотографироваться, чтобы был виден силуэт беременности, а испытать ощущение гармонии и любви к себе и транслировать это своему окружению и всему миру.
– Можно говорить, что сейчас – это уже мода, к счастью, прошли те времена, когда беременность считалась чем-то постыдным, что ее нужно стесняться, скрывать. Мы говорим о том, что беременность – это естественное физиологическое состояние и нужно как минимум радоваться, благодарить свое тело за такую возможность! Да, это состояние, которое женщина хочет сохранить на память, потому что беременность в жизни среднестатистической женщины случается не более 3 раз. И да – это про преобразование женского тела, которое за 9 месяцев так видоизменяется, чтобы поместить в себе целого человека! Так устроена наша жизнь, мы не можем себе позволить фотосессию без повода, поэтому часто запросы объединяются – приходит беременная модель и хочет сделать семейные фото со старшим ребенком. Когда девочки приводят мужей – это уже лав стори в фотографиях, ведь не у всех была шикарная свадьба, с гуляньями, фотографированием и
т. д. Трогательные кадры вдвоем – это вообще прекрасная возможность рассказать о своей любви, для того чтобы подросшие дети и внуки видели, с чего начиналась эта семейная история. Ко мне приходят парами, с мамами, детьми, 2–3 поколениями. И это классный момент, быть причастной к нему – волнительно до мурашек!
– А роды вам доводилось снимать?
– Как фотограф, я пробовала абсолютно все направления. Был период, когда увлекалась съемкой ньюборн, но сами роды не снимала. Столь ответственный момент не для таких эмоциональных фотографов, как я. Мне кажется, что я брошу камеру, побегу к роженице, чтобы, обнявшись, лежать с ней на кушетке… А вот ньюборн для меня – очень интересное направление. Это съемки новорожденных деток до 14 дней от роду.
Мобильные фотографии: легко сделать, легко потерять
– Сейчас шикарные камеры на мобильных устройствах… Вас не задевает, что каждый второй считает себя фотографом, нивелирует ли это работу профессионалов?
– Чем профессиональная фотография отличается от любительской? Это знание основ композиции, цвета и света, а главное – особое видение. Я точно могу сказать, что профессионал и любитель в одном помещении, одной камерой, одного и того же человека снимут по-разному. При этом я ни в коем случае не хочу обесценивать любителя, потому что фотография – это субъективное искусство, здесь очень важен творческий взгляд. Можно окончить тысячу курсов, прочитать всю литературу, но не стать хорошим фотографом. В основе хорошей фотографии всегда лежит человеческий контакт, то, как ты воспринимаешь своего визави. Дерзкий фотограф снимает таких же дерзких. Другой во всем видит нежность – и увидит ее даже в самой татуированной и экстремальной модели. По моему глубокому убеждению, герой фотографии – это проекция личности фотографа. Даже самый успешный и уверенный в себе человек может испытать замешательство, стоя перед камерой. Состояние героя во многом зависит от фотографа, которого не заменит ни одна самая продвинутая камера.
– Неужели для “беременной” съемки недостаточно хорошего смартфона и мужа, который с любовью нажмет на кнопку?
– Мужья моих героинь тоже часто задаются этим вопросом. Выступая как блюстители семейного бюджета, они возмущаются, мол, жене делать нечего, у нее 13-й айфон, в нем столько фоток, а она зачем-то идет на эту фотосессию… Задумайтесь, отвечаю я, как часто вы пересматриваете фотографии из этого телефона? А сколько за всю жизнь у вас было айфонов – 3–5–7? Простая арифметика – сколько тысяч уникальных, классных кадров утрачено навсегда? Ваш ребенок ходил с горшком на голове, было так весело, вы это засняли, посмеялись, отправили родственникам в мессенджере… А потом телефон поломался, потерялся, заблокировался iCloud, да что угодно – и всё оказалось утрачено. В то время как фотографии с фотосессии – запланированной, долгожданной, тщательно подготовленной, сохранятся с гораздо большей вероятностью. Сработает и чисто практический момент: сходили на фотосессию, заплатили за нее, фотограф вам сделал классные фото, оформил их в книгу. И вы будете ее беречь, время от времени доставать, показывать на семейных мероприятиях. Это физический носитель, вы сто процентов его сохраните. К сожалению, цифровые фото – это иллюзия, это огромная субстанция, которая легко приходит в нашу жизнь и так же легко ускользает от нас. Это же правило экономики – чем больше объем, тем меньше ценность. Чем больше гигабайтов этих фотографий, тем меньше вы их цените, в этом огромная разница. В каждой семье уже есть опыт утраченных фотографий, именно с этим связан возросший интерес к профессиональному фото.
Люди сами хотят быть “произведениями искусства”
– Как сегодня развивается рынок профессиональной фотографии? Помню времена, когда свадебные фотографы были невероятно востребованными, а какие тренды сегодня?
– Да, сейчас есть несколько трендов. Один, который я представляю, – фотография беременности, а также семейная и студийная съемки. Люди хотят в свои дома, в свои гнезда привнести частичку себя, проиллюстрировать жилье не просто картинами, произведениями искусства. Они сами хотят быть “произведениями искусства”! Поэтому сегодня очень востребованы классические студийные портреты. Второй тренд (он никогда не уходил) – на семейную репортажную съемку. Это совместные прогулки, на которых можно запечатлеть себя и своих близких в динамике, без нарочитой постановки кадра. В семейной съемке обозначился еще один тренд: это съемки в домашней обстановке. Например, люди купили квартиру или сделали ремонт, меня приглашают, чтобы сфотографировать семью в домашней атмосфере, чтобы через 20 лет эти детки знали, каким было первое семейное гнездо. Именно поэтому в противовес ньюборн-съемке, в которой обычно используется много специального реквизита, оригинальные костюмчики для малышей, появилось новое направление – съемки новорожденного в обычной обстановке, дома. Сложному реквизиту и замысловатым комбинезончикам родители предпочитают свои повседневные предметы ухода за малышом, чтобы ребенок, когда подрос, увидел, в какой люльке его укачивали, в какую кроватку укладывали, в какое покрывало закутывали, как кормили грудью, переодевали подгузник и т. д. Такие простые и трогательные съемки у меня 1–2 раза в месяц.
– А индивидуальные съемки востребованны?
– Индивидуальные съемки нужны всегда, а сейчас, когда весь бизнес ведется онлайн, для многих предпринимателей это стало профессиональной необходимостью. Эти фотографии работают на личный бренд. В целом я замечаю, что люди стали много фотографироваться. В разы больше, потому что у нас насыщенная виртуальная жизнь. Людям нравится проявляться, заявлять о себе, получать признание и комплименты. Я в коммерческой фотографии с 2010 года, и сейчас бум профессиональной фотографии, несмотря на совершенство мобильных камер. В нулевые, когда только происходил переход с пленки на цифру, фотографов звали только на свадьбы. И в основном кто были фотографами? Те, кто пришел из репортажной журналистики.
– А вы сами ходите на съемки или фотографируете себя сами?
– Конечно, могу и сама себя со штатива снять, но ходить на съемки в качестве модели намного приятнее и полезно во многих смыслах. Во-первых, я веду свой блог, мне постоянно нужны личные фотографии, чтобы проявляться, транслировать себя в мир. И потом я, как фотограф, должна понимать чувства своих моделей, осознавать, с какими блоками, страхами и зажимами сталкивается человек по ту сторону объектива. Фотосессия имеет огромный терапевтический эффект, ведь на фотографии мы стараемся себя запечатлеть в самом лучшем виде, в самой лучшей своей одежде. В чем вообще польза хорошей фотосессии? Когда ты пройдешь одну, вторую фотосессии, посмотришь на себя со стороны и поймешь: оказывается, у меня хорошая фигура, красивые волосы, я эффектная, обаятельная, а почему бы мне не соответствовать этому образу в жизни?! Мне нравится картинка, которая сделана в студии, но картинка – это же я! У женщины внутри будто появляется стержень. Она становится смелее, увереннее. И мне всегда приятно, когда ко мне идут просто за фоточками, пофотаться, а клиентка, получив результат, говорит, что в ней эта фотосъемка всё изменила… И изменила отношение мужа к ней. Я это часто вижу, когда провожу фотосессии семьям со стажем. Когда на съемке она – в платье, при макияже, вся такая сочная выходит, он отрывает взгляд от телефона и видит ее совсем с другого ракурса. Бывает, говорю на съемке: “Обнимите, пожалуйста, жену” – а он обнимает ее, как сестру. Я говорю, вернитесь на 15 лет назад, вспомните, как вас трясло от ее взгляда, почему же сейчас вы считаете, что с ней можно общаться, как с товарищем по партии? Втройне приятно, когда после съемки женщины рассказывают – муж подарил сертификат в магазин косметики, в салон красоты, сказал: ухаживай за собой! Получается, беременность, день рождения ребенка – это только повод, чтобы посмотреть на себя иначе. Самое главное, к чему я, как фотограф, как творец, стремлюсь – чтобы женщины становились счастливее! Потому что счастливая женщина всегда сможет правильно расставить акценты в семье. Это как минимум психологически и психически здоровые мама, папа, дети. И из таких людей будет строиться наше общество.
АЛМАТЫ