17 июля, в самый разгар усиления карантинных мер, местные антимонопольщики провели общественные слушания, на которых поставили земляков в известность: свет в областном центре должен подорожать, поскольку минэнерго решило повысить стоимость производства электроэнергии.
Мероприятие провели в полном соответствии с нынешними реалиями: в режиме онлайн – в социальной сети Facebook. Вернее, в режиме онлайн слушания проходили для простых потребителей, а в зале присутствовали представители управления энергетики и ЖКХ области, СМИ и некие “приглашенные заинтересованные лица” – всего 20 человек. Разумеется, с полным соблюдением санитарных норм.
Впрочем, маски на лицах спикеров вкупе с плохой настройкой звука в значительной степени усложнили участие в слушаниях для тех, кто находился “по ту сторону экрана”.
Они дружно отмечали в комментариях, что не смогли расслышать ни одного из тех аргументов о необходимости повышения тарифа, что приводили инициаторы слушаний. Всё, что удалось понять по завершении встречи: присутствующие в зале большинством голосов согласились с ними.
И лишь позже информацию о грядущем повышении цен на электричество удалось увидеть на официальном сайте ТОО “ КарагандыЖылуСбыт”. Из таблиц стало понятно, что производители электроэнергии – “Караганда Энергоцентр” и ТОО “Усть-Каменогорская ТЭЦ” – взвинтили цены на свою продукцию на 18,7 процента. Соответственно, розничный поставщик – ТОО “КарагандыЖылуСбыт” – рассчитал новые цены с учетом роста закупочной стоимости.
Для простых потребителей плата за электроэнергию вырастет на 7 процентов. Юридические лица будут платить от 20,08 тенге за 1 кВт/ч (без НДС) до 38,80 тенге, в зависимости от категории. Дороже заплатят те, кого финансирует госбюджет.
При этом представители акимата сообщили, что для социально уязвимых слоев населения государством предусмотрена жилищная помощь. Она назначается семьям, чьи расходы на оплату комуслуг превышают 6 процентов совокупного семейного дохода.
Предусмотрены льготы и для одиноко проживающих инвалидов, не достигших пенсионного возраста, при условии, что оплата коммуналки превышает 4 процента от их дохода.
Этим категориям граждан предложили оформить жилищную помощь в ЦОНах и на портале egov.kz.
Но даже эта “ложка меда” не смогла подсластить комментарии карагандинцев в соцсетях, когда они узнали новость об очередном подорожании. “Это они решили так народ добить? Куда еще повышать? И так ползарплаты уходит на комуслуги. Тем более сейчас, когда карантин и все сидят без работы. Одумайтесь!!! Люди вы или нелюди???”. “Что за слушания, где всего 20 человек? Выводите на референдум! И народ докажет, что пенсии и зарплаты маленькие и несоизмеримы с коммунальными платежами!!! Всё выкупили с советских времен, ремонт и новое не хотят делать, а подымать, так впереди планеты всей!!! Пляски на костях устроили!!! Комитет по регулированию, вы видели, на сколько людям пенсии, зарплаты подняли? Нет!!! А за десять лет тарифы в десятки раз поднялись!!! Прокуратура куда смотрит? Народ без работы, болеет, а тут повышение!!!”. Подобными комментариями карагандинский сегмент Интернета был заполнен. Как сэкономить на электроэнергии в Казахстане в условиях повышающихся цен – лайфхак
Не остались в стороне и общественники шахтерской столицы.
– Это просто верх цинизма – в дни карантина, когда люди лишились источников доходов и не могут прийти на общественные слушания, чтобы высказать свое мнение, а многие стали жертвами пандемии, вот так – втихаря, кулуарно, повышать тарифы, – высказал свое мнение член общественного совета Карагандинской области, первый секретарь Карагандинского филиала КНПК Александр ЗЕВАХИН. – Посмотрите, что делается в стране – люди доведены до отчаяния безденежьем, отсутствием лекарств, невозможностью выплачивать кредиты и кормить детей.
Неужели чиновники и монополисты считают, что именно сейчас тот самый подходящий момент, чтобы взваливать дополнительную финансовую нагрузку на плечи казахстанцев?
В конце концов, можно оспорить легитимность проведенных публичных слушаний. Ведь они были проведены без участия представителей широкой общественности.
КАРАГАНДА