Буду лесоводом на Марсе – как заслуженный агроном Казахстана писал письма Гагарину и получал лимоны от барбудоса Кастро - Караван
  • $ 495.2
  • 522.34
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Буду лесоводом на Марсе – как заслуженный агроном Казахстана писал письма Гагарину и получал лимоны от барбудоса Кастро

Буду лесоводом на Марсе – как заслуженный агроном Казахстана писал письма Гагарину и получал лимоны от барбудоса Кастро

С Равилем РЯЗАПОВЫМ, на протяжении долгих лет руководившим Ботаническим садом Петропавловска, я познакомилась на заре моей журналистской карьеры, в начале 2000-х.

  • 20 Мая 2020
  • 1166
Фото - Caravan.kz

Первые материалы были посвящены уникальности северной жемчужины – именно так называют Ботанический сад Петропавловска, в котором представлены диковинные растения со всех уголков планеты. После были публикации в поддержку объекта, над которым словно коршуны периодически кружили охочие до лакомого участка земли чиновники и приближенные к ним дельцы.

Адрес Эдема

К счастью, благодаря поддержке неравнодушных жителей и Первого Президента Нурсултана Назарбаева Ботанический сад выстоял в суровые годы, подобно нежным южным растениям, завезенным Рязаповым и его сподвижниками на север Казахстана и прижившимся на новой земле.

На днях теперь уже экс-руководитель Ботанического сада Петропавловска, передавший бразды правления сыну Артуру, но продолжающий оставаться его хранителем, встретил очередной день рождения.

– Простите, сколько вам исполнилось, Равиль Хасанович?

– 27! – улыбается мой визави.

И в это охотно веришь – в свои “27”, которые 72 по паспорту, профессор биологии, отличник образования, почетный гражданин Петропавловска даст фору молодым своим задором и молодецкой статью. И каждая встреча с Равилем Хасановичем – это кладезь ценнейших знаний и удивительных сюжетов. И не только о диковинных чудо-плодах, созревающих в 40-градусные морозы, но и о великих личностях, с которыми хранителю сада довелось встретиться лично или узнать о них по рассказам людей из близкого окружения.

История сада началась более 100 лет назад со строительства консервного завода.

– По указу императора Николая II в Северном Казахстане было решено выращивать лавр благородный, чтобы не возить его из Греции и Италии. Полковник-интендант Ильхам Курапов и занялся этим делом. И мои предки продолжили его. Помимо лавра выращивали табак-махорку для работников консервного завода, а также лук и перец, – рассказывает Равиль Рязапов.

В 2009 году шефство над Ботаническим садом взял Первый Президент страны, и в 2010 году оранжерейный комплекс реконструировали.

– Нурсултан Абишевич в общении очень прост – в этом я убеждался и на официальных встречах, и в ходе личных бесед. Несколько лет назад мы с сыном Артуром ездили создавать

Президентский ботанический сад в столице, я являюсь генеральным консультантом проекта, открытого главой государства в 2018 году. Нас очень радовало, что наши предложения и рекомендации выполнялись, будь то вопрос запруды от Ишима для необходимого увлажнения, необходимость возведения арочного моста или что-то еще, – делится с нами собеседник.

С пандерозой в руках и сомбреро на голове

Представьте, каких трудов стоило создать тропическую оранжерею в холодном городе, где теперь созревают лимоны, мандарины и другие плоды. Это для жителей Петропавловска апельсины на деревьях уже привычны. Или лимон кубинский, саженцы которого Рязапов получил в дар от самого Рауля Кастро – брата Фиделя Кастро.

– В конце 50-х годах я, шестиклассник, вместе с алматинским парнем участвовал в выставке достижений сельского хозяйства в Москве. В конце выставки нас, школьников,спрашивают: с кем бы хотели встретиться?

А только что произошла кубинская революция, был 1959-й год. И мы отвечаем – с Фиделем Кастро, он как раз был в Москве. Нас сажают в полувоенный 12-местный самолет, и мы летим… на Кубу, где встречаемся с братом Фиделя Раулем.

Перед нами предстал молодой человек барбудос – так называли бородатых революционеров. Рауль находил общий язык не только с политическими деятелями всех стран мира, но и с детьми – он возил нас на поля, где росли сахарный тростник и деревья, которые при нас прививали.

Уже прощаясь с нами, Рауль Кастро через переводчика вдруг говорит: “Ты мой тезка (Равиль на испанском звучит как Рауль, как и Рауль по-мусульмански – это Равиль), дарю тебе два саженца лимонного дерева – пандерозы!”. Деревья и сейчас живы, растут в нашей оранжерее, правда, одно плохо себя чувствует – все-таки 61 год ему! – рассказывает казахстанский тезка кубинского революционера.

Еще один эпизод путешествия на Кубу связан с остановкой самолета в Мехико. Куба далека – Куба рядом!

– Мы некоторое время находились в пустыне, нам показали мексиканский заповедник кактусов. Мой алматинский спутник Савир Юсупов уже тогда с ума сходил по кактусам, а повзрослев, продолжил их изучение и выращивание, создав собственную оранжерею. Как жаль, что тогда не было фотоаппаратов, которые бы запечатлели наш детский восторг от посещения тех удивительных мест! А еще специально для нас устроили показ фильма, где герои блистали в сомбреро. С того времени шляпы – самые разные – непременный атрибут моего образа. Какие только шляпы не перебывали на моей голове! – вновь улыбается Равиль Хасанович.

Саженцы и КГБ

Пандероза, которую наш герой получил из рук революционера Кастро, – особо почитаемое на острове Свободы дерево. В честь кубинского лимона даже специальный праздник установлен.

– Кубинцы в этот день веселятся, пляшут. Кстати, про танцы. С Кубы, помимо саженцев, я привез ритмичный местный танец и исполнил его перед своими однокашниками. За что был поставлен в угол завучем Аделиной Степановной со словами, что распространяю тлетворное влияние Запада… А сейчас танцуют всё, что хочешь! – смеется несостоявшийся танцор-ботаник Рязапов.

А учился наш герой в 14-й школе Петропавловска, которой 250 с лишним лет.

– Эта школа находится в районе Подгоры, именовалась она гарнизонная полковая. Мои дети – Артур, Амир

и Азалия – представители шестого поколения нашей семьи, которые обучались здесь, – рассказывает Равиль Рязапов. – В 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, нашей школе присвоили имя космонавта. И мне, как обладателю самого красивого почерка (был такой предмет в школе – чистописание), доверяли писать письма Юрию Алексеевичу. После поздравлений я откровенно написал герою: “Я не мечтаю быть космонавтом, но быть хочу космическим лесоводом и избрал для своего дела Марс. Но что же мне делать – везти на Марс деревья то ли саженцами, то ли сеянцами, а, быть может, семенами?..”.

Школьник Рязапов мечтал создать пленочную стеклянную теплицу и в ней выращивать деревья.

– На Марсе ведь, возможно, когда-то была жизнь, была и исчезла. А благодаря моим деревьям атмосфера на этой планете увеличилась бы, и воздух жизни вернулся бы на Марс! Я атаковал первого космонавта письмами, сочинениями. Интересно, где они сейчас?..

– А доходили ли письма до Юрия Алексеевича?

– Ответы приходили на адрес школы. И Гагарин писал: “Радостно, что есть такие люди, которые мечтают покорить Космос. Тем более именно в Казахстане находится космодром Байконур…”. После этих писем, знаете, как КГБ меня и маму таскал: почему без согласования, без обкома партии я напрямую отправлял письма Юрию Гагарину, кто вам, мол, разрешил переписываться… – вспоминает Равиль Рязапов.

Здесь будет планета-сад

Сегодня дело заслуженного агронома РК продолжает его сын Артур, возглавивший Ботанический сад. Бережными руками Рязапова-младшего, эколога и такого же патриота своей малой земли, как и его отец, в оранжерее и зимнем саду цветут старожилы и появляются новые члены большой зеленой семьи – всего более двух тысяч растений. Вот-вот сад распахнет свои двери после карантина и реконструкции, которая вдохнула вторую жизнь в северный Эдем.

Кстати, так же, как и для растений, со снятием изоляционного режима ничего не поменяется для пернатых и мохнатых обитателей Ботанического сада – еду, заботу и ласку они получают 24 часа в сутки.

– У нас круглосуточное дежурство, территорию готовим к открытию в ближайшие дни. Растения, животные и птицы не понимают, что такое выходные, карантин, им всегда нужен уход. Как, например, нашему пеликану с отмороженными лапами. Два года назад перед наступлением зимних холодов он вышел к людям на трассу, стоял, пока его не подобрала проезжавшая мимо машина.

В прошлом году полицейские привезли нам лебедей – птицы вышли к посту, словно знали, что люди придут на помощь. А вот эти подранки появились у нас чуть раньше и создали пару, – рассказывает Равиль Хасанович и показывает на красивых птиц, плывущих в образе сердца.

Нашел приют на земле сада и журавль, а еще – дикие утки кряквы. Один сердобольный горожанин принес уточек после того, как обменял их у двух молодцов на бутылку алкоголя. В Эдеме обитают также беркут, лунь болотный, голуби, кролики, белка, енотовидная собака, вьетнамские курочки и петушки.

– И, конечно, вот этот человек продолжит заниматься настоящим лесоводством, – говорит в завершение нашей беседы Равиль Хасанович, указывая на сына Артура.

– Космическим, – добавляю я, памятуя о мечте Рязапова-старшего.

– Да-да, специальные семена разработаем, изучим атмосферу планеты и как высадим на Марсе красоту зеленую, земную… – вторит мне Рязапов-младший.

НУР-СУЛТАН – ПЕТРОПАВЛОВСК