Когда-то Архарлы считался самым процветающим населенным пунктом в районе. О нем знали за тысячи километров, сюда приезжали специалисты-геологи со всего Союза. Сегодня же о поселке просто забыли. Ходили слухи, будто рудник выкупила какая-то частная иностранная компания, и теперь Архарлы превратился в закрытую для посторонних глаз зону. Чтобы узнать, что же происходит на самом деле, мы отправились в “золотой” поселок.
Для властей поселок… закрыт!
Найти его оказалось непросто. Проезжая по областной дороге, мы не увидели даже указателя с названием этого населенного пункта. За помощью обратились в районный акимат, где нам сообщили, что ехать в Архарлы бесполезно: якобы на рудник не пустят, ведь это частная территория… Каково же было наше удивление, когда жители соседнего села сообщили, что рудник вообще не работает уже несколько лет. Рабочих распустили, все хозяйство разворовали. Неужели в акимате об этом не знали? Или не хотели, чтобы журналисты побывали в “золотом” поселке и узнали о его проблемах?..
– За золотом приехали? – шутили сельчане. – Мимо Архарлы не проедете, как увидите разрушенные брошенные дома, значит, прибыли на место. Найдите в селе Жаксылыка Сулейменова. Он бывший начальник рудника. Несмотря на все трудности, продолжает жить в селе…
Действительно, подъезжая к Архарлы, мы увидели, что в руинах лежат несколько улиц.
Когда поселок остался без работы, люди пытались увезти все, что можно. Они срезали каркасно-камышитовые стены и перевезли их в соседние села. Найти старожила рудника не составило труда – жителей осталось не много. Он согласился рассказать о судьбе “золотого” источника. Гибель рудника, который мог работать еще десятки лет, вызывает много вопросов.
Рудник разорили преднамеренно?
В голове не укладывается, почему забыли об Архарлы и его золоте…
– Здесь еще много тонн руды, в которой содержится не только золото, но и серебро, и кварц, необходимый для выплавки меди, свинца, – говорит Жаксылык Сулейменов. – Руда залегает, как мы выражаемся, крутопадающими пластами до 400–500 метров. Когда работал рудник, мы освоили только пласты на глубине 195 метров. Нижние так и не докопали. Вот и считайте, сколько там еще осталось.
Но почему же рудник бросили?
– Говорили, что якобы добыча стала невыгодной. За границей, если руда содержит более двух граммов золота на тонну, с ней работают. У нас же доля золота порой доходила по пять граммов на тонну. В год добывали около полтонны золота и до двух тонн серебра! Руду увозили не только на заводы Казахстана, но и в Россию, Армению и Узбекистан. Работали в три смены.
Когда рудник открыли в 1963 году, здесь обнаружили всего несколько тонн руды и лишь потом раскопали огромные запасы. Рудник начал работать как один из участков рудника “Октябрьский” при комбинате “Алтайзолото” в Семипалатинске. А уже спустя четыре года он превратился в самостоятельную единицу. Сюда привезли лучших специалистов. За несколько месяцев отстроили село на голом месте. Рудник проработал бесперебойно 40 лет, и вдруг его посчитали убыточным… В 1996 году 500 сельчан, трудившихся на руднике, остались без работы. Их просто поставили перед фактом.
Мощное некогда предприятие начало разваливаться на глазах. По словам местных жителей, у них складывалось впечатление, что рудник разоряют преднамеренно. Рудник не закрывали, его уничтожали. Не были соблюдены элементарные правила консервации, которые позволили бы возобновить работу через несколько лет. В итоге, чтобы сегодня добывать здесь золото, необходимо отстроить все с нуля. Это стоит огромных денег и становится действительно невыгодным…
Шахты затоплены, здания разрушены
Вместе с Жаксылыком Сулейменовым мы едем на рудник. Дорога петляет меж холмов, вот уже видим огромные горы отработанной руды. На первый взгляд это обычные камни, но если присмотреться на солнце, виден их благородный блеск. Проезжаем заброшенные автовесы, когда-то здесь кипела работа. На машинах подвозили руду, производили замеры. Рядом разрушенное здание. Здесь был дробильно-сортировочный цех, руду сортировали на три класса.
– Страшно смотреть на это, – Жаксылык Сулейменов указывает на груду развороченного бетона. – Каждый раз приезжаю и глазам не верю. Вот здесь был быткомбинат, здесь – душевые, раздевалки. А вот здесь располагалось начальство…
Доезжаем до самой шахты, она затоплена до краев. Кто-то срезал металлоконструкции. Внутрь шахты вела лестница, и две огромные клети спускали шахтеров.
За следующим холмом похожая картина – в руины превратились все три участка рудника.
– Когда рудник работал, у нас были большие планы, по специальному проекту планировалось соединить все три шахты и увеличить производительность, – продолжает Жаксылык Сулейменов.
Неужели никто не хотел возродить рудник?
– Приезжали частные компании, даже просили меня стать снова начальником участка. Но чтобы возродить рудник, нужны большие деньги… Надо заново строить шахты.
Подъезжаем к последнему участку и видим свежую отработанную породу. Какие-то энтузиасты решили добыть золото вручную. Приехали с кирками, проковыряли дырку в горе. Но на этом их “золотая лихорадка” закончилась.
– Это не местные, в нашем селе каждый знает, что найти слиток золота в горе невозможно, это сказка, здесь добывалось промышленное золото, – поясняет Жаксылык. – Хотя в древние времена здесь работали вручную. Еще до того, как открыли рудник, специалисты геологи якобы нашли инструменты в шахтах. По надписям установили, что золото здесь пытались добывать в древние времена китайцы…
На произвол судьбы
Село почти вымерло за несколько лет после закрытия рудника. Сегодня в нем остались доживать только пенсионеры. Жаксылык Сулейменов вспоминает, что, когда приехал сюда после института, здесь была одна молодежь. Жизнь кипела. Построили огромную школу, в которой сегодня пустуют классы, самый лучший детский сад. Планы были огромные, село создавали, что называется, с перспективой. Когда в соседних селах только мечтали о колонках, в Архарлы работал водопровод. После развала население не смогло содержать водопровод, не хватало денег даже на еду. Сейчас скважины, из которых брали воду, стоят засоленные, использовать их невозможно. Нужно бурить новые. Но акимат не готов выделить средства на нужды сельчан. По словам местных жителей, власти просто закрывают глаза на все проблемы села.
– Наш поселок оказался просто ничейным, в районной администрации говорят, что наш поселок относится к руднику, но рудника уже десять лет нет! – сокрушается Жаксылык Сулейменов.
Хорошая отговорка, благодаря которой можно вообще забыть об Архарлы. Недаром в местном акимате заявили, что это село – закрытая территория. Мол, нечего вам там делать. Слишком много здесь проблем…
Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)