Доля малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана к 2025 году должна составить 35 процентов. К 2050 году – 50 процентов. Такое поручение дал правительству Президент страны Касым-Жомарт Токаев в прошлом году. В конце февраля на заседании правительства, когда обсуждали меры по улучшению бизнес-климата в республике, министр национальной экономики Руслан Даленов заявил, что количество занятых в МСБ к 2025 году увеличится до четырех миллионов человек.
За счет чего?
Даже первокурсник экономического факультета знает, что чем больше в государстве предприятий малого и среднего бизнеса, тем больше размеры его экономики. Согласно официальной статистике, МСБ в Казахстане пока занимает долю в 29,5 процента.
Главное – правильный диагноз
– Если честно, еще два-три года назад я не видел реальных причин для роста предпринимательства, – экономист Евгений Ким аккуратно подбирает слова. – Набор “дорожных карт” и прочих проектов, включая программы занятости, за десяток лет не дали ощутимых результатов.
Многие новые предприятия так и не заработали, хотя открывали их с помпой: ленточки резали, шампанское наливали.
Новые рабочие места большей частью оказались временными. Обучение людей новым профессиям и переобучение с предоставлением им новых компетенций – приписками и хищениями госсредств. При этом коррумпированные чиновники с трибун почти искренне удивлялись: почему растет теневая экономика? Так сами же и спровоцировали! Обещанный рост производительности на 5–10 процентов в год – а за счет чего? – тоже остался красивыми цифрами на бумаге.
– Но какие-то перемены и подвижки к лучшему вы увидели?
– Такие документы, как обновленная “Дорожная карта бизнеса”, “Енбек” и “Экономика простых вещей” начали давать результаты. В них виден не просто комплексный подход. В них уже читается ответственность госорганов за недостижение поставленных целей. Председатель сената Дарига Назарбаева, если вы помните, в прошлом году предложила законодательно закрепить персональную ответственность чиновников за срыв госпрограмм. Пока, кажется, не закрепили. Но когда такой ствол у виска – волей-неволей начнешь по-другому работать.
Справка “КАРАВАНА”
По итогам 2019 года, в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Казахстан вошел в топ-25 среди 190 государств мира. Прежде всего, за счет того, что парламент принял около 100 поправок в законы, улучшающие условия для предпринимательства в стране.
– Президент Токаев ввел мораторий на проверки и уплату налогов субъектов микро- и малого бизнеса на три года. Таких у нас больше миллиона. И именно они создают в стране большую часть рабочих мест. Еще одно очень важное нововведение: если меняются законы или требования к бизнесу, осуществлены они будут не сразу, а через определенный период, чтобы люди могли изучить новшества и подготовиться к ним. А в июне запустят пилотный проект “Правительство для бизнеса” – такой единый офис, оказывающий различные услуги и работающий по принципу “одного окна”. Это очень сильный ход с антикоррупционным содержанием.
Будет спрос – будет и предложение
Между тем почти четверть МСБ в республике, особенно в глубинке, все еще работает в “тени”. По мнению экспертов, такое поведение провоцируют старые болячки предпринимательства. Прежде всего, нехватка средств для расширения бизнеса, найма работников, проблемы с кредитованием в банках второго уровня. Особенно в сельском хозяйстве.
Отсутствие маркетинговой политики для продвижения товаров и услуг. Нет рекламы – нет потребителей, нет продаж.
Далее – дефицит грамотных, хорошо обученных кадров, низкие компетенции руководителей и, как следствие, слабое управление бизнесом. Отсюда нет взаимодействия с другими предприятиями, с которыми можно было бы скооперироваться для реализации крупных проектов. Хозяева видят в коллегах, прежде всего, конкурентов, а не вероятных партнеров. Наконец, одна из основных проблем – отсутствие доступа к большим потребителям – государственным учреждениям, предприятиям и компаниям.
Как считает Евгений Ким, почти во всех вышеперечисленных болячках виноваты в первую очередь сами хозяева малого и среднего бизнеса. Потому что замкнуты только на себя и не анализируют успехи конкурентов.
– Все эти факторы очень четко демонстрируют слабую экономическую подготовку предпринимателей. Государство идет им навстречу, снижает барьеры, облегчает условия, моратории вводит, финансовую и сервисную поддержку оказывает – а вечно недовольные все равно остаются. У меня подозрение, что они просто не хотят учиться работать в новых условиях. Не видят преимуществ, которые могут получить? Тогда сами виноваты.
– Евгений Алексеевич, на прошлой неделе в Нур-Султане прошел форум поддержки предпринимателей “Samruk business forum”. Итоги знаете?
– Считаю, что по своей результативности он превзошел все предыдущие похожие мероприятия. Безусловно, помогать развиваться бизнесу в первую очередь должны законодательные акты, определенные льготы и преференции от государства, консультационные и образовательные проекты. Но самый простой и эффективный путь поддержки – дать ему заказы от госкомпаний, учреждений. И они должны быть не разовыми, краткосрочными, а на постоянной основе. Фонд национального благосостояния “Самрук-Қазына” всего за один день, прямо в ходе форума, подписал с 27 поставщиками продукции долгосрочные контракты почти на 35 миллиардов тенге. Если и частные компании пойдут на это – у нашего МСБ будет большое будущее.
Справка “КАРАВАНА”
По словам главы ФНБ “Самрук-Қазына” Ахметжана ЕСИМОВА, фонд провел анализ товаров, на которые есть постоянный спрос. “Объем импорта за последние три года по такому перечню составил 500 миллиардов тенге. Мы предложили бизнесу наладить производство этих товаров в Казахстане, гарантируя им долгосрочные контракты. Мы также разместили информацию по товарам, по которым есть потенциал для импортозамещения. Надеюсь, что в ближайшее время поступят заявки от наших бизнесменов”.
К слову, таким же путем поддержали свой малый и средний бизнес почти все страны Европы, Китай, Индия, Малайзия, Филиппины, Индонезия. По мнению г-на Кима, с учетом того, что Казахстан является транзитным государством между Юго-Восточной Азией и Европой, у нашего МСБ появились большие перспективы.
Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ