У одних за плечами – неудачный семейный опыт, домашнее насилие, у других – пребывание в местах лишения свободы, наркотики, положительный ВИЧ-статус. У всех – море, нет, океан выплаканных слез… Они вышли на сцену театра АRТиШОК в Алматы, чтобы открыто рассказать о своей боли, призвать зрителей быть нетерпимыми ко всем формам насилия и дискриминации.
“Еще раз маму тронешь – прибью!”
Перформанс посвящен Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин и прошел в рамках глобальной кампании “16 активных действий против насилия”. Всем гостям театра раздали шарфы и цветы оранжевого цвета – символа надежды на светлое будущее.
На сцене выступали непрофессиональные актрисы. И от их волнения, как выразилась режиссер Надежда ПЛЯСКИНА, сотрясался воздух за кулисами. Итак, на импровизированный конкурс красоты “Сделай себя сама” прибыли 7 эффектных, настойчивых, смелых женщин в вечерних нарядах, деловых костюмах. Каждая хочет забрать главный приз – корону Королевы. Ведущему конкурса и по совместительству – хранителю короны, актеру Антону АУЛОВУ, а также зрителям, они рассказали свои непридуманные истории – почему для них так важно заполучить эту корону.
Участница под номером один, Зульфия, вышла на сцену со сковородкой в руках.
Женщина поведала, как в детстве ее соседку тетю Флюру лупил ее супруг дядя Сережа. Но однажды за свои проделки он получил такую затрещину сковородкой от дочери Венеры, что навсегда забыл, как это делать. “Еще раз маму тронешь – прибью”, – предупредила дочь. Будучи замужем, Зульфия вспомнила этот эпизод, когда муж в “воспитательных целях” решил поднять на нее руку. Она дала ему отпор черенком от лопаты и отбила желание драться с женой раз и навсегда. Девиз мамы троих детей, волонтера: “Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать”.
Другая героиня, Зауре, ждала мужа из тюрьмы целых 19 лет.
Имеет 7 профессий, подтвержденных дипломами. Умеет всё и призывает женщин быть самостоятельными, независимыми и ценить себя.
“ВИЧ – не приговор, мы не опасны для окружающих”
“Конкурсантка” Анна поет, увлекается бисероплетением и декупажем картин. Мечтает стать актрисой. Ее жизненный девиз: “Счастье – внутри нас”.
– В перформансе хочу донести то, что мужчина должен уважать женщину, а ВИЧ – не приговор, – говорит она.
Кристина посетила места не столь отдаленные 6 раз. Больше не хочет воровать и работает волонтером, как и другие “конкурсантки”. Когда в районной больнице, к которой прикреплена “зона”, ей отказали в медицинской помощи, для себя решила: будет жить с открытым лицом и всем объяснять, что положительный ВИЧ-статус – вовсе не приговор.
В своем монологе Анастасия рассказала, как живется детям, у чьих родителей ВИЧ, и что бывает, если об этом узнают одноклассники…
Социальный работник Анна была замужем 3 раза, любит жизнь, ценит дружбу, мечтает открыть центр поддержки для девочек-подростков, которые по глупости забеременели и хотят оставить ребенка в роддоме по разным причинам. А еще она учится в школе патронажных родителей и готовится стать мамой для малышей.
“Судима, “зэчка” – всё, неполноценная”
Дама с собачкой в вечернем наряде, волонтер Наталья вспомнила на сцене, как экс-муж стрелял в нее и попал в пятую точку, как после полиция, родня уговаривали ее не писать заявление – мол, тебе же хуже будет, сама виновата… О том, как другой возлюбленный пытался “сделать ее выпуклости на лице впуклостями”. И только за то, что “помешала ему пух из пупка выковыривать – подыскала работу”.
– Насилие бывает разное, главное – не допустить любого, не молчать, – призывает Наталья.
С ней мы пообщались за кулисами театра. Коллеги по перу подсказали, что моя собеседница – мастер спорта по легкой атлетике, когда-то была “королевой” среди рэкетиров Алматы.
Интересуюсь – почему она решилась на публичную откровенность? “Я – как живая кукла, со мной можно делать всё что угодно”: истории казахстанок, ставших жертвами семейного насилия
– Раньше было тяжело всё вспоминать, – говорит Наталья. – А сейчас я уже взрослая девочка и нужно смотреть на свои “приключения” с юмором. Нужно рассказать, как ходила по краю пропасти… Сейчас я соцработник в общественном фонде, также могу работать консультантом с людьми, имеющими положительный ВИЧ-статус.
– Какие существуют стереотипы в отношении женщин, у которых в жизни было всякое?
– Самый распространенный: если женщина судима, “зэчка”, всё – неполноценная. Другой стереотип: женщина-наркоманка – последняя тварь, даже не животное.
– У вас была судимость?
– И не одна. Я – бывшая наркопотребительница, у меня за это и за другое были судимости.
– Что должно произойти, чтобы человек бросил употреблять дурь?
– В голове щелчок. У меня до такой степени щелкнуло, что я не пью и не курю. Защищаю права животных и экологию Алматы. Хочу всё везде успеть, у меня очень активная гражданская позиция.
“Нет программ поддержки для таких женщин”
Слушать женские откровения было тяжело, и многие зрители не скрывали слез. А когда ведущий вручил “конкурсанткам” по блестящей короне, наградили их бурными овациями и цветами.
– На репетициях я открывала для себя каждую из них, чувствовала их желание меняться и менять отношение людей к таким, как они, – рассказала Надежда Пляскина. – Надеюсь, с ними будет еще много творческих проектов. Хотелось бы поставить полноценный спектакль, потому что каждая из них – актриса!
Организатор мероприятия – ОФ “Центр комплексной поддержки “Реванш” в партнерстве с представительствами иностранных организаций в Казахстане. По словам руководителя “Реванша” Елены БИЛОКОНЬ, долгие годы боль участниц перформанса была взаперти, а сейчас она вырвалась наружу:
– Если на протяжении многих лет мы подавали информацию в виде плакатов, кампаний, фотовыставок, то сегодня поняли – чтобы снизить стигму и дискриминацию в отношении таких людей, нужен новый формат. Женщины – наши волонтеры, обнажили свои души, открыли лица, чтобы зрители открыли свои сердца.
– Фонд работает с ВИЧ-инфицированными, теми, кто вышел из тюрем. Какие они испытывают трудности?
– Женщины, освободившиеся из мест лишения свободы, сталкиваются с кругом проблем, потому что в Казахстане нет программы поддержки для этой категории, специальных центров адаптации. Многих со справкой о судимости не берут на работу. Женщинам с положительным ВИЧ-статусом очень необходима психо-эмоциональная поддержка, поскольку гонения со стороны общества, родственников имеют тяжелые последствия.
Мы выступаем против всех форм насилия, дискриминации, чтобы государство обратило внимание на этих женщин, ведь завтра они – потенциальные жертвы.
АЛМАТЫ