– Уже два суицида, атмосфера накалена, люди озлоблены, – раздался в усть-каменогорском корпункте звонок. – Приезжайте, сами убедитесь.
Зыряновск – моногород, который держится за счет ГОКа (горно-обогатительный комплекс) плюс всего того, что кормит, учит, одевает, перевозит сотрудников ГОКа и членов их семей. Маленький провинциальный городок с простым повседневным бизнесом. Причем с каждым годом для Зыряновска все острее вопрос будущего. Разведанных рудных запасов – всего на несколько лет, о новых месторождениях пока не слышно. И если представить экономику города без градообразующего предприятия с его рабочими местами (а к этому все идет), останется только скудный слой малого бизнеса. Из пекарен, мастерских, магазинчиков, кафешек, салончиков…
Казалось бы, местная власть лучше остальных должна это понимать. И молиться, чтобы каждый мало-мальски жизнеспособный бизнес оставался жизнеспособным. Однако все, что в последнее время происходит в моногороде, напоминает театр абсурда: такое впечатление, что здешнее предпринимательство решили зачистить.
Сыр и мышеловка
В свое время в правительстве дали отмашку государственным программам поддержки малого и среднего бизнеса – ДКБ (“Дорожная карта бизнеса-2020”), ДКЗ (“Дорожная карта занятости-2020”) и РМ (“Развитие моногородов-2012–2020”). Суть всех примерно одинаковая: взбодрить отечественное предпринимательство субсидиями и кредитами. Республика распределила деньги по регионам, регионы – по районам, за неосвоение – кучерявая стружка с местных акимов. И административная машина закрутилась.
…В Зыряновске нас еще как ждали. В офисе яблоку негде было упасть, женщины глотали валерьянку. Всех объединила общая беда – все в свое время клюнули на предложение районного акимата взять льготный якобы кредит по программе моногородов. Одни, как Ибраевы или Прокопьевы, действительно задумали расширить дело, других, как Марину Панину, “уговорили”.
– Мне не нужен был этот кредит, – с волнением рассказала директор небольшой фирмы Марина ПАНИНА. – Я отказалась. Так из акимата примчались ко мне в рабочий кабинет и сказали: “Конец года, деньги не освоены, вы подставите акима, вы же не хотите свой бизнес потерять?”.
Как пояснили предприниматели, кредиты распределяли следующим образом: людям предлагали составить бизнес-проекты, их затем рассматривал районный акимат, давал на них “добро” и передавал списки заемщиков КТ (кредитное товарищество). Как крестьян в колхоз. По словам представителя зыряновцев адвоката Евгении КУЛИНИЧ, предпринимателей обязывали заключить договор с КТ, а тому в свою очередь деньги перечисляла траншами “дочка” Восточно-Казахстанского облакимата – СПК (социально-предпринимательская корпорация) “Ертис”. Причем, когда десятки миллионов тенге уже лежали на счетах КТ и их надо было быстро освоить, заемщикам, как заметила адвокат, вдруг выдвинули условие – подписать некую гарантию.
– Многие даже не поняли, какую гарантию подписывают, – пояснила юрист. – Посчитали, что раз бумагу заверяет директор районного центра занятости, то они подписываются под обязательством создать рабочие места. Суть гарантии в том, что люди отвечают перед СПК “Ертис” всем своим имуществом по всем обязательствам кредитного товарищества. Даже если они свой кредит погасят, они все равно будут нести ответственность перед кредитным товариществом, пока оно существует. Мы попытались просчитать сумму солидарных обязательств – там под 1 миллиард тенге!
Предприниматель Ерболат Ибраев мрачно достает из папки листок бумаги под названием “Гарантия”. Прелюбопытнейший документ, надо сказать, как минимум заслуживает внимания прокуратуры. Мало того, что текст откровенно безграмотный, с морем ошибок и ляпов, сама форма этой так называемой гарантии грубо противоречит юридическим канонам. Составлена бумага, как договор, но вторая сторона не указана, а текст являет собой гарантийное письмо, заверенное директором районного центра занятости (!) и председателем КТ. Как такую абракадабру приняли к использованию органы исполнительной власти?
– Нам позвонили по поводу кредитования по программе моногородов из районного отдела предпринимательства, – рассказал владелец детского кафе в Зыряновске Игорь ПРОКОПЬЕВ. – В акимате все делали в спешном порядке – быстро заслушивали проекты, быстро утверждали, быстро передавали списки в кредитные товарищества. Что за товарищество, кто туда входит – ничего не разъяснялось. Ставили только условие: чтобы получить деньги, нужно вступить. Если бы мы хоть от кого-то услышали, что будем за других отвечать своим имуществом, конечно, не стали бы ввязываться. Мы закупили оборудование, аккуратно вносили положенные платежи, и вдруг приходит иск от СПК “Ертис”. Мы с женой брали по 3 миллиона тенге, а иск – на 58 миллионов! С января у нас тянутся суды, все наше имущество арестовано и описано.
Нет человека, есть проблема
У других предпринимателей – истории один в один. Только в одном КТ “Прок” числится 86 заемщиков, и это далеко не единственное товарищество в Зыряновском районе. Десятки добросовестных бизнесменов в одночасье оказались на грани разорения. Самое любопытное, многие до последнего и не подозревали, что их подписи значатся под злополучными гарантиями.
– Сейчас выясняется, что гарантии подписаны не теми людьми, от чьего лица они даны, – рассказала Евгения Кулинич. – Экспертиза однозначно говорит: подписи поддельные, но документ при этом заверен акиматом. В судах уже отменен ряд таких бумаг, более того, в начале сентября суд вынес частное определение в связи с явными нарушениями со стороны акимата и того же СПК “Ертис”.
Сами предприниматели всю эту кредитную историю в один голос называют аферой. “КАРАВАНУ” наперебой рассказали, как в попытке разыскать членов КТ, которые не являются на судебные процессы, обнаружили по деревням как минимум пятерых горьких пьяниц, которые, судя по всему, и не подозревали, что на них висят долги. В полиции, по словам зыряновцев, сейчас выясняют, как один житель района умудрился получить льготные госкредиты на баснословную сумму по пяти чужим удостоверениям, возбуждено уголовное дело.
– Нас закинули в кредитное товарищество, а никто не знал, кто в нем состоит, – высказала возмущение Марина Панина. – Акимат одобрял какие-то проекты, а были ли они на самом деле? Были ли реальные лица? Такое впечатление, что акимат завлекал платежеспособных людей, у которых есть имущество, чтобы прикрыть в товариществах подставных лиц. Солидарная ответственность – такая хитрая вещь, можно брать с человека, который крепко стоит на ногах, а неимущие как не платили, так могут и не платить.
Ряд бизнесменов попытались было покончить с кабалой – собрали всю сумму, чтобы разом рассчитаться. Не тут-то было. Как рассказали зыряновцы, им наотрез отказали: мол, раз под гарантиями значатся ваши подписи, даже при выходе из КТ вы останетесь должниками перед СПК “Ертис”.
– По одному иску, где СПК требовала с людей 58 миллионов тенге, суд удовлетворил взыскание только текущей задолженности, это около 3 миллионов, – рассказала адвокат. – Но пока это единичный случай. Чаще суды смотрят, что документы заверены акиматом, и взыскивают с членов товарищества всю сумму. По полной. Даже в том случае, когда люди не подписывали документы.
К слову, в Зыряновском акимате никаких волнений по поводу особенностей выполнения госпрограмм, похоже, не испытывают. На запрос “КАРАВАНА” чиновники отрапортовали: из 230 кредитов, выданных по ДКЗ, проблемными являются всего 15 процентов. О ситуации с кредитами по программе развития моногородов в акимате промолчали. Хотя, если следовать до конца логике солидарной ответственности, следовало бы арестовать и описать имущество также Зыряновского акимата – ведь его госслужащий заверял своей подписью все гарантийные письма. Разве нет?
Платить нельзя отменить
В целом в Восточном Казахстане ситуация с возвратом кредитов по госпрограммам аховая. В августе в облакимате озвучили невеселую цифру: больше 95 процентов КТ являются проблемными. На имя руководства области поступили коллективные обращения из Семея, Урджарского района, Кокпектинского, Абайского с просьбой отложить срок погашения кредитов. Палата предпринимателей Кокпектинского района направила в мажилис предложение упразднить КТ – представители бизнес-сообщества охарактеризовали их как ненужных посредников, а договорные отношения с СПК “Ертис” – непрозрачными.
– Мы вовремя платили, и не могло присниться и в страшном сне, что такое начнется, – заключила предприниматель из Зыряновска Оксана ИБРАЕВА. – Только когда нам стали приходить судебные повестки, председатель кредитного товарищества признался, что ситуация критическая. За это время с собой покончили два человека – нервы не выдержали. Сейчас мы в судах доказываем незаконность гарантий. Когда мы их увидели, они уже были заверены и с готовыми подписями. На нас без нашего ведома переложили всю ответственность. Это несправедливо. Каждый должен отвечать только за себя, только за свой кредит.
В Израиле для оценки эффективности власти действует простейшая мерка: если разорился бизнес – значит разорилось государство, таких “умельцев”-чиновников надо гнать в шею. В Зыряновске при прямом участии местного акимата целый слой бизнесменов – грамотных, активных, платежеспособных, за которыми стоят семьи, дети, которым есть что терять, – может превратиться в нищих. Это чиновников не волнует?
От редакции. Мы знаем, как трепетно аким ВКО Даниал Ахметов относится к развитию малого и среднего бизнеса в области. Поэтому уверены, что он обратит внимание на сложившуюся ситуацию.
УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК – ЗЫРЯНОВСК