В СНГ чуть ли не каждые полгода проходят форумы, конференции и просто деловые встречи, на которых главы железнодорожных администраций обсуждают текущую ситуацию. И чаще всего разговоры идут о грузоперевозках. Оно и понятно, именно грузы – основная статья доходов железной дороги. И тем не менее пассажирские перевозки – не менее важное направление деятельности. За последние десятилетия во взаимоотношениях железнодорожников и пассажиров накопилось много проблемных вопросов, потому на первом Международном пассажирском форуме в Астане был аншлаг. Приехали первые руководители железнодорожных администраций не только стран СНГ, но и Балтики, а также ближнего зарубежья.
– Перед нами всеми остро стоит вопрос о новых точках роста и способах повышения привлекательности и конкурентоспособности нашего бизнеса. Широкое применение IT-технологий, мобильных приложений диктует новые возможности для исследования рынка и создания простых и эффективных приложений для потребителя, выработки персонифицированных предложений, – обратился ко всем собравшимся вице-президент по развитию АО “НК “Қазақстан темір жолы” Арман СУЛТАНОВ.
Казахстан такие возможности повышения комфорта пассажиров ищет и активно использует достаточно давно. В стране сегодня национальный перевозчик обслуживает 120 маршрутов и ежегодно перевозит более 20 миллионов пассажиров.
С тех пор как в 2011 году был запущен завод “Тұлпар-Тальго”, по многим направлениям курсируют скоростные поезда местного производства. Сокращая время в пути и улучшая сервис, Казахстан смог сохранить основных своих пассажиров. Но от общей проблемы полностью отгородиться нам все-таки не удалось.
– В последние 10 лет наблюдается существенное сокращение как международных пассажирских поездов, так и пассажиров. Так, в 2006–2007 годах было 280 пар международных поездов, в 2016–2017 – 124, а на следующий год запланировано дальнейшее сокращение до 111 пар поездов. По количеству пассажиров похожая статистика: пять лет назад было 61,6 миллиона, последняя цифра – чуть более 19 миллионов, – рассказал председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества Петр КУЧЕРЕНКО.
Основной причиной кризиса он назвал налоговую политику стран СНГ: во многих государствах воздушные перевозчики освобождены от уплаты НДС, в то время как наземные вынуждены платить этот налог. Также авиакомпании имеют серьезные преференции при закупе топлива. Все это вкупе по некоторым направлениям тарифы на самолеты и поезда делают практически одинаковыми.
Вместе с тем существуют такие населенные пункты, для которых авиасообщение просто-напросто недоступно. И поезд остается единственной возможностью увидеть родных, живущих в соседней стране.
– Мы в мае разослали письма-обращения к руководителям правительств стран СНГ с просьбой снизить ставку НДС для поездов соседних государств до нуля. Это позволит в среднем снизить стоимость билета на 40 процентов, – говорит Петр Кучеренко.
Пока другие страны еще думают над ответом, казахстанский кабмин пообещал урегулировать этот вопрос в рамках редактуры Налогового кодекса, которая предстоит этой осенью.
Но, как подчеркивает Петр Кучеренко, чтобы билеты на поезда подешевели, “да” сказать должны как минимум пять крупнейших стран СНГ. На все это может уйти много времени, поэтому железнодорожники ищут другие способы повышения привлекательности наземных пассажирских перевозок.
– Для того чтобы нашим пассажирам было удобно и комфортно, мы проводим комплексную работу. В первую очередь речь идет о том, чтобы повысить профессионализм кассиров, проводников и других сотрудников. Мы одними из первых в СНГ внедрили технологию электронного билетирования. Сегодня свыше 70 процентов билетов оформляется в электронном формате, и дальше этот объем будет увеличиваться. Мы уже начали продавать билеты через международную систему “Амадеус”. В ближайшее время будет внедрена новая услуга для наших клиентов – это единый железнодорожный и авиабилет на базе “Амадеус”. То есть система сама будет подсказывать пассажиру оптимальный маршрут из точки А в точку Б: где проще и удобнее ехать на поезде – будет предлагать поезд с пересадкой на самолет. И наоборот. Это очень удобно, – рассказал о том, что делается в Казахстане, исполнительный директор АО “Пассажирские перевозки” Асылхан КАЛДЫКОЗОВ.
А директор по пассажирским перевозкам ОАО “Российские железные дороги” Дмитрий ПЕГОВ рассказал о российско-финском опыте упрощения процедуры перехода через границу. Сейчас некоторые поезда в СНГ вынуждены по 5–8 часов простаивать на границе, пока пограничники и таможенники не проверят всех пассажиров. Финны и россияне создали совместную компанию, которая в течение нескольких лет обрабатывала возможность прохождения пограничного и таможенного контроля в пути следования.
– Тут важно понимать, что у проверяющих служб есть свои требования – это и качественная связь, и надежные замки на дверях, и другие требования. Конечно, есть очень много вопросов и транспортной безопасности, и осмотра подвижного состава, и так далее. Но нахождение компромисса все же возможно, – уверен он.
Для того чтобы найти такой компромисс на российско-финской границе, потребовалось 2,5 года. Но сейчас проект успешно работает, и время в пути для пассажиров сократилось весьма существенно. И полученный опыт может быть адаптирован другими странами СНГ.
Астана