Бибигуль Асылова: "Педагоги сами сглаживают конфликт, не желая идти на открытую конфронтацию" - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бибигуль Асылова: "Педагоги сами сглаживают конфликт, не желая идти на открытую конфронтацию"

Бибигуль Асылова: "Педагоги сами сглаживают конфликт, не желая идти на открытую конфронтацию"

Больше года назад в Казахстане был принят Закон “О статусе педагога”. Согласно ему, теперь запрещено привлекать педагогов к работам, не относящимся к профессиональным обязанностям, требовать не предусмотренную законом отчетность либо информацию, возлагать на педагога обязанности по приобретению каких-либо товаров и услуг. Но, несмотря на это, в местные департаменты образования поступают жалобы о нарушениях норм закона.

  • 1 Октября 2021
  • 7580
Фото - Caravan.kz

Учителя недовольны тем, что их привлекают к сдаче отчетов, кроме того, выявлены случаи несвоевременной выдачи заработной платы. Педагогов привлекли даже к переписи населения. С какими еще нарушениями приходится сталкиваться учителям и как на это реагирует министерство образования – об этом в интервью с вице-министром образования и науки РК Бибигуль АСЫЛОВОЙ.

– Принятый по поручению Елбасы закон определил особый статус учителей, установил им права, социальные гарантии и ответственность. Он позволил создать условия для защиты прав и интересов педагогов. Несмотря на сравнительно недолгий период действия закона, педагоги страны уже ощутили, что находятся под защитой государства. Телефоны доверия работают 24 часа в сутки, – говорит Бибигуль Асылова. – В территориальные департаменты комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки по вопросу нарушения прав обратился 121 педагог, из них факты нарушений подтвердились у 94.

Среди выявленных нарушений можно отметить привлечение педагогов к видам работ, не связанным с их профессиональными обязанностями (ремонтные работы и уборка в кабинетах школ, принудительные подписки на периодические издания, привлечение к излишней отчетности и др.), неуважительное отношение и ненадлежащее поведение со стороны обучающихся и их родителей и другое.

За нарушение законодательства предусмотрена административная ответственность. И виновные понесли наказание.

В министерство образования и науки, его ведомства и территориальные структуры часто поступают подобные обращения. Однако зачастую они являются анонимными и не могут быть рассмотрены в соответствии с действующим законодательством.

В связи с чем рекомендуем всем субъектам образования не нарушать права и интересы педагога, а при возникновении любых фактов их нарушения официально обращаться в территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования.

– Закон предусматривает крупный штраф и даже арест за проявление неуважения к учителю. Нести ответственность будут взрослые, даже если виновными окажутся их дети. Сколько было оштрафовано за эти 1,5 года родителей, оскорбивших педагогов?

– В случае нарушения данной нормы, а именно: за проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 30 МРП (87 510 тенге) в соответствии с нормами Кодекса РК “Об административных правонарушениях” (ст. 409, ч. 7–6). За нарушение, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрен штраф на физических лиц в размере 40 МРП либо административный арест на срок до 5 суток.

Если такого рода действия совершены несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет, предусмотрен штраф в отношении родителей или лиц, их заменяющих, в размере 20 МРП. Повторность в данном случае влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере 30 МРП.

За 1,5 года таких случаев зафиксировано всего 3. Малое количество такого рода официальных обращений также объясняется нежеланием педагогов идти на открытую конфронтацию. Или, как показывает практика, конфликты регулируются в стенах учебных заведений или наших территориальных департаментов, после чего педагоги отказываются писать жалобы.

– Выход на пенсию педагогов после 30-летнего непрерывного педагогического стажа стал камнем преткновения в баталиях разработчиков, мажилисменов и членов правительства. Педагоги также разочарованы тем, что им не удвоили пособие на оздоровление, которое выплачивается 1 раз в год при выходе в ежегодный трудовой отпуск. Как вы это прокомментируете?

– В связи с постепенным “сворачиванием солидарной пенсионной системы” требуется участие в накопительной пенсионной системе. Это приведет к повышению размера получаемой пенсии. Также продолжительный стаж участия в накопительной системе позволит получать базовую пенсию в размере до 1 прожиточного минимума.

Ранний выход на пенсию не способствует получению адекватных пенсионных выплат в старости.  Читатели пишут в "КАРАВАН": Уважение к учителю начинается с государства

Что касается увеличения пособий на оздоровление, то на сегодня система оплаты труда работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, в том числе и педагогов, едина и предусматривает одинаковые социальные гарантии, в том числе выплату пособия на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску гражданским служащим в размере одного должностного оклада.

Хочу отметить, что законом предусмотрена норма, предоставляющая всем педагогам ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Начиная с 2020 года ежегодно на 25 процентов увеличивается заработная плата педагогов, и к 2023 году она увеличится в 2 раза.

Увеличение заработной платы существенно влияет и на выплату отпускных, поскольку увеличивается средняя заработная плата педагогического работника, которая берется за основу при расчете отпускных и пособия на оздоровление.

– Многие пенсионеры, отдавшие школе больше 40 лет, жалуются на незаконное, по их мнению, увольнение. Мол, на их место берут неопытных и молодых вчерашних студентов, которые сами учились недавно дистанционно. Как вы это прокомментируете?

– Сегодня министерством проводится планомерная работа по профессионализации педагогических кадров. Теперь, чтобы устроиться на работу в качестве педагога, выпускники, только окончившие вузы, обязаны подтвердить свою квалификацию – им требуется пройти нацквалтест и получить соответствующий сертификат. Только после этого они участвуют в конкурсах на вакантные должности. В целях повышения привлекательности профессии педагога по поручению главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА значительно повысили заработную плату учителям и стипендии студентам. На педагогические специальности идут обладатели “Алтын белгі”, набравшие высокие баллы на ЕНТ. Данные меры позволят повысить профессиональный уровень молодых педагогов.

По вопросу увольнения пенсионеров – данный вопрос регулируется трудовым законодательством.

– Первое воскресенье октября педагоги страны будут отмечать свой профессиональный праздник – День учителя. Главным педагогом Казахстана, несомненно, все называют Сару Алпысовну НАЗАРБАЕВУ, основательницу детского центра “Бөбек”, давшего тысячам детей-сирот достойное образование. Что бы вы хотели пожелать нашим педагогам в этот день?

– В канун Дня учителя хотелось бы выразить огромную благодарность всем учителям за ваш титанический труд! Мы видим, что в это сложное время на передовую вышли учителя. Они стали ярким примером проявления лучших профессиональных качеств педагога – чуткости, заботы и внимания по отношению к детям, высокой ответственности за их будущее.

Уважаемые учителя! Благодарим вас за любовь и терпение, за мудрость и самоотверженность. Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия и неиссякаемой энергии.

А главному педагогу страны – Саре Алпысовне, которая также является моим духовным учителем, – я хочу пожелать счастья, здоровья, благополучия, вдохновения, успехов и энергии. Сара Алпысовна в числе первых педагогов шла по нелегкому пути нравственно-духовного образования, воспитания подрастающего поколения независимого Казахстана. Своим профессиональным талантом и мастерством, стремлением помочь она зажигала и продолжает зажигать сердца взрослых и детей.

АЛМАТЫ