Всё земледелие в Приаральском регионе – орошаемое, и от уровня воды в главной водной артерии края – Сырдарье, зависит полив полей. А воды в реке почти нет – курица Сырдарью вброд перейдет.
– 540 кубометров воды в секунду доходит по Сырдарье с верховьев до границы Кызылординской области, – рассказал прессе начальник Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции Сеилбек НУРЫМБЕТОВ. – Мы всю воду, поступающую в регион, буквально рассчитываем исходя из нужд аграрного сектора, и на поля подаем по графику.
Воду из каналов на поля качают насосами. А это автоматически делает себестоимость будущего урожая дороже.
Некоторые хозяйства, ориентируясь на прогнозы о маловодье, отказались от самых проблемных клинов земли, запланированных под рис. Некоторые агроформирования уменьшили долю рисовых площадей в пользу других культур.
Единственное, что может теперь помочь, – дополнительный сброс воды с верховьев реки. Но об этом надо договариваться с Таджикистаном и Кыргызстаном, ведь Сырдарья – река трансграничная. Вот только зачем соседям идти Казахстану на уступки? И у Кыргызстана, и у Таджикистана есть своя потребность в воде для ГЭС и аграрных нужд. В Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции говорят, что “политическое” решение о попуске дополнительного объема воды в низовья Сырдарьи странами все-таки принято, но графика подачи этой воды пока нет. А нужна она сейчас.
Ежегодно специалисты по водным ресурсам делают четкие неоднозначные прогнозы об этом, политические рычаги для переговоров со странами, “держащими” верховья реки, используются слабо. В конце концов, воду у соседей можно выменять на другие ресурсы, ведь Казахстан – богатая в этом плане страна. Но политика оказалась оторванной от экономики.
КЫЗЫЛОРДА