Бесплатный сыр: как живется казахстанским гастарбайтерам в России - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бесплатный сыр: как живется казахстанским гастарбайтерам в России

Бесплатный сыр: как живется казахстанским гастарбайтерам в России

Сколько можно потерять, отправляясь на работу к соседям

  • 6 Декабря 2019
  • 14179
Фото - Caravan.kz

В последнее время сайты по трудоустройству и подбору персонала пестрят предложениями российских рекрутинговых агентств для жителей Белоруссии, Кыргызстана и Казахстана о “вахте в Москве”.

Иностранцам в России предлагают несложную работу на складах, фабриках и заводах, в аэропортах. И предложения для наших безработных, скажем так, заманчивые, ведь обещают: зарплату от 40 тысяч рублей (240 тысяч тенге в эквиваленте) за вахту в 45 дней, частичное возмещение (до 1,5 тысячи рублей) расходов на проезд до Москвы, бесплатное проживание в современном общежитии, бесплатное или льготное питание. В общем, только не поленись встать с дивана и взять курс на соседнюю страну.

А как всё с трудоустройством подобного рода обстоит на самом деле, нам рассказал житель Кызылорды Николай Л., обратившийся к корреспонденту “КАРАВАНА”, чтобы поделиться впечатлениями о трудовой миграции на российскую территорию.

– Что хотелось бы отметить сразу, агенты рекрутинговых фирм очень хорошо идут на контакт, – подчеркнул Николай. – Стоит тебе только отозваться на предложение и оставить свои координаты, как через несколько минут тебе приходит на WhatsApp предложение дальнейшего общения по поводу трудоустройства. И тебе охотно отвечают на все вопросы, какие бы ни задавал по теме.

В общем, инструктаж идет подробнейший: какие документы взять с собой, какие при себе иметь вещи, на какие вакансии из всего списка, имеющегося в арсенале компании, ты можешь претендовать.

Обязательно заводится разговор о том, хочешь ли ты попасть на объект с проживанием и питанием или тебя интересует зарплата побольше и ты согласен на вахту, где работников размещают в арендованных квартирах или домах по 5–6 человек и не обеспечивают обедами и ужинами.

Николай устраивался на работу через компанию по подбору персонала в Москве.

– И надо было добраться до Москвы, непосредственно до офиса компании, а там уже агент тебя распределяет на объект в Подмосковье, – рассказал Николай. – Все документы, которые требовали рекрутеры у гражданина РК – это удостоверение личности, адресная справка, миграционная карточка, которая оформляется таможенниками, когда поезд пересекает границу Казахстана с Россией. Не нужны были даже документы об образовании, хотя я обмолвился, что окончил поварские курсы, и санитарная книжка. В общем, я решил съездить, посмотреть, может, игра стоит свеч.

Добрался из Кызылорды до Москвы Николай без проблем, потратив на это около 40 тысяч тенге.

– Свою компанию по подбору персонала нашел легко, на мобильный пришла подробная инструкция, как добраться до адреса от вокзала, – рассказывает Николай. – И тут небольшой облом. Меня, конечно, приняли вежливо, спросили, как дела и здоровье, настроение, но тут же сообщили, что для граждан РК и Белоруссии, мужчин, на данный момент есть только объект в Тверской области, это склад большого интернет-магазина, где нужно будет работать комплектовщиком. Зато на том объекте отличное бесплатное общежитие для работников и дешевая столовая. Мне ничего не оставалось, как согласиться. Посменная работа комплектовщика оценивалась в 120 рублей в час, смены на складе по 12 часов, выходные регулируются на месте.

В общем, с рекрутером мы посчитали, что, не шлангуя, я спокойно заработаю за вахту тысяч 60–70 российских рублей и поеду с этими денежками домой. Это меня устраивало.

Рекрутер, как оказалось, сильно сгладил при выдаче направления на работу комплектовщиком перед Николаем некоторые углы. Откровения гастарбайтера РК из Южной Кореи: Пока я работал там, все мои родственники здесь кайфовали

– Добрался до Твери я быстро, до объекта – с трудом, – рассказал Николай. – Это не очень далеко от города, но бездорожье полное, я в Казахстане таких плохих дорог не видел. Двигаться надо было через несколько каких-то мелких деревень, на вид Тмутаракань натуральная. Уже только это напрягает психику. На проходной показал направление, меня оформили стажером на три дня, поселили в общежитие. Общага нормальная, в комнатах по 4 человека, есть кухни, душевые, есть где стирать и сушить одежду. В моей комнате были двое россиян из провинции и один белорус. Тот рассказывал, что в Белоруссии с хорошо оплачиваемой работой совсем плохо, поэтому приходится устраиваться в России туда, куда берут, несмотря на условия труда.

Российские провинциалы были всем довольны, но они поразили меня своим словарным запасом – мат в каждом предложении для связки слов. У нас в стране за некоторые их бытовые выражения можно и в морду получить, а у них это – как “с добрым утром”.

И, кстати, назавтра я убедился, общаясь уже на складе, что большинство людей из деревень, включая женщин, тоже так разговаривают. Я, не употребляющий матерных слов, казался им настоящим интеллигентом.

Склад интернет-магазина под Тверью оказался, по словам Николая, просто огромным.

– Здесь 4 торгово-логистических центра, 2 большие столовые, уйма охраны, работают десятки бригад комплектовщиков, сборщиков посылок, стикеровщиков, а также рабочих, которые пополняют стеллажи товаром. Полки пронумерованы, товара масса – от золотых изделий и бытовой техники до канцтоваров и фасованных продуктов питания.

Стажировка началась с изучения российского законодательства.

– За что я зауважал Россию, трудовое законодательство на легальных предприятиях здесь соблюдается неукоснительно, – рассказал Николай. – Медицинское обследование при принятии на работу за счет работодателя, стажеры проходят не просто инструктаж по технике безопасности, но и сдают потом итоговый экзамен. Не сдал – свободен. Спецодежда выдается человеку крепкая, по размеру, специалист по охране труда рассказывает тебе о рисках, которые сопровождают твою трудовую деятельность. Это здорово.

Комплектовщик, как оказалось, профессия несложная только на первый взгляд.

– Ты получаешь задание, в котором сказано, сколько и какого товара должен отправить по ленте или на лифте сборщикам посылок, – делится Николай. – В задании уже указаны номера стеллажей и полок. Мчишься к ним с тележкой, находишь нужные вещи, тащишь к ленте. Что-то найти не удается, эти позиции в задании “обнуляешь”.

Если работаешь медленно, заданий выполняешь мало – штраф, если у тебя слишком много обнуленных позиций – штраф, если выбежал на перекур не по графику перекуров – штраф, опоздал из столовой с обеда – штраф.

Столовая, кстати, на складе, что одна, что другая, хорошие, но питание льготное только у управленческого персонала, для низовых работников всё по стопроцентной цене. В первый же день убедился, что рублей по 400 в день, как минимум, у меня уйдет на столовую. Еще вечером с ребятами пьем чай, режем батоны и колбасу, утром печенье, молоко, яйца. Еще стольник российскими. Печалька.

Первый же день беготни комплектовщиком по складу показался Николаю бесконечным.

– Там был натуральный бардак, – рассказывает он. – Товара, заявленного в задании, могло не оказаться на указанной в документах у кладовщиков полке. Бригадирам объяснения, что это не вина комплектовщиков, не нужны. Скорость работы тоже должна быть, как у кролика из рекламы батареек. И всё время над тобой нависает охрана: как бы какой мелочи не спер, на ходу у полок с продуктами чипсы не сожрал, дорогие ботинки, которые должны пойти в посылку, на себя втихаря не напялил. Зачем бы я стал это делать? Но мне рассказывали, что подобное случается на складе каждый день. А тут еще пришлось с каким-то документом пойти в отдел кадров, и там я случайно узнал, что на складе полно и других вакансий, – по разгрузке машин, прибывающих с товаром, отгрузке посылок, уборке складских помещений. И оплачиваются эти работы не ниже, чем комплектовка, и системы штрафов там нет.

Но рекрутинговые агентства всех гастарбайтеров направляют именно в комплектовщики, потому что это самый тяжелый труд, россияне на него идут неохотно, тем более на многопрофильный склад, где ассортимент товара бесконечный.

Стало обидно. Получается, что нас, приезжающих издалека, ставят в самое невыгодное положение. К тому же из договора было ясно, что деньги за свою работу нельзя получить, не доработав вахты до конца. По условиям договора, сумма заработанного за вычетом штрафов выплачивается только за полную 45-дневную или двухмесячную вахту. Если ты отработал, к примеру, две недели и хочешь уехать, иди себе лесом!

Решение бросить всё и купить билет обратно в Казахстан созрело у Николая уже через 5 дней работы в Твери.

– Ребята, соседи по комнате, как раз получили зарплату, они работали комплектовщиками и стикеровщиками на условиях примерно таких же, как у меня в договоре. Один за вахту получил 37 тысяч, другой – на тысячу меньше. Причем каждый из ребят отработал за дни вахты по 480 часов. И если считать по 120 рублей в час, как это значилось в договоре, на карточки парням должно было упасть по 54 тысячи рублей. Хорошо, минус 13 процентов всех налоговых выплат, как это положено в России. И то это по 45 тысяч рублей на руки, но не по 35 же! Парни показали мне квитки по штрафам – вот куда делась десятка. Но я-то уже знал, что комплектовщики на объекте могут выполнить не все задания на 100 процентов и в срок из-за бардака на складе.

И понял, что меня тоже ждет сильно урезанная зарплата, если нервы выдержат 45 дней пререканий с бригадирами. Смысл был сюда приезжать, если на дорогу и еду уходит прорва денег?

В общем, на перекладных Николай добрался до дома.

– Как итог: я потерял 150 тысяч тенге, потратил эти деньги на дорогу до Москвы и обратно, еду, самые необходимые мелочи. Не успел приехать домой, как вышел на связь рекрутер с сайта по найму персонала. Я же оставлял на сайте резюме. Рекрутер рассказал мне, что склад, на котором я работал, “очень не очень”, но есть куча вакансий получше. И что он может направить меня не в сторону Москвы, а в Сибирь, на Дальний Восток, Крайний Север. Там тоже нужна рабочая сила.

Я вспылил: ну, если в России так сильно не хватает рабочих рук, может, к гастарбайтерам пора научиться относиться хотя бы честно, если не душевно?

Николай, кстати, отмечает, что встречал во время своего путешествия казахстанцев, устроившихся в России неплохо. Но это единицы из потока тех, кто едет туда в поисках несложной работы. Большинству не везет на добрых работодателей и честных рекрутеров.

КЫЗЫЛОРДА