Бедность – не порог: как нищета в Казахстане подорожала на 6 000 тенге - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бедность – не порог: как  нищета в Казахстане подорожала на 6 000 тенге

Бедность – не порог: как нищета в Казахстане подорожала на 6 000 тенге

С 1 апреля – это не шутка! – черта бедности поднялась с 50 до 70 процентов от прожиточного минимума. И теперь “весит” 20 789 тенге против прежних 14 849.

  • 8 Апреля 2019
  • 5593
Фото - Caravan.kz

А еще на исходе марта Президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству перенести повышение зарплаты низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы с 1 июля на 1 июня. “Это решение напрямую повлияет на жизнь более миллиона гражданских и государственных служащих”.

Война с бедностью в стране шла с переменным успехом с первых дней независимости. Но после сериалов с девальвацией тенге стало понятно, что в этой режиссуре надо что-то менять.

Реальная зарплата рядовых граждан упала. Разница между доходами самых дешевых и самых дорогих “трудящихся” выросла в 10–15 раз.

Вот и генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель ГурриА заявил в конце марта: “Это тревожный сигнал для политиков. Слишком много людей чувствуют, что не могут рассчитывать на свое правительство, когда им нужна помощь. Это особенно касается пожилых людей и лиц с низким уровнем дохода”.

Справка “КАРАВАНА”

Согласно данным Центра социальных и политических исследований “Стратегия”, на конец 2018 года 35 процентов опрошенных семей, состоящих из четырех человек, имели среднемесячный доход до 100 тысяч тенге. У 36 процентов – до 200 тысяч. Ситуация у многодетных гораздо хуже. Вывод: один из главных факторов бедности в Казахстане – размер семьи.

По мнению главы “Стратегии” Гульмиры Илеуовой, если правительство желает закрыть дыры в экономической и социальной политике только госсредствами, то это все равно что “тушить пожар пирогами”.

Мажилисмен Айкын Конуров утверждает, что по итогам IV квартала прошлого года медианная зарплата в Казахстане составила 106 тысяч тенге. “Это означает, что люди со средним заработком по факту входят в группу бедных. Опасный перекос… Необходимо уравнять черту бедности с уровнем прожиточного минимума”.

Посадки и “посадки”. Елки, пальмы и “игрушки”

В феврале на съезде партии “Nur Otan” Нурсултан Назарбаев заявил: “Надо исключить финансирование неоправданно дорогостоящих объектов… Правительство и минфин, мотайте на ус. Партия “Nur Otan”, запишите себе. Давайте сделаем, чтобы каждая копейка дошла до людей. Каждый член правительства будет нести персональную ответственность и лично отвечать за результаты работы… Я хочу видеть, как счастлив народ сегодня, а не завтра!”. Что делать, если работодатель не собирается увеличивать зарплату

И тут же поручил правительству выделить 2,3 триллиона тенге из Нацио­нального фонда и бюджета страны на пособия, ипотеку и создание новых рабочих мест для малообеспеченных граждан.

Спустя месяц новый Президент республики Касым-Жомарт Токаев во время встречи с населением Туркестанской области сказал: “Основная задача правительства, министерств, акимов на всех уровнях, полиции, прокуратуры, судов – защитить права граждан. Необходимо резко сократить имиджевые мероприятия в центре и регионах. Даю такое поручение правительству и акимам. Пора прекратить расточительство. Государственный бюджет должен быть направлен только на развитие страны”. И добавил, что главная на сегодня задача для правительства – “решение вопросов простых людей. А работа министров и акимов будет оцениваться по результатам решения конкретных проблем”.

Интересно, как и чем мэрия Актау объяснит Президенту “посадку” пластиковых пальм вдоль набережной города? Обещают 100 штук посадить. Зачем?

Может, дешевле создать 100 новых рабочих мест? Кстати, а кто автор этой “плодотворной дебютной идеи”? Имя-фамилия-должность у этого героя есть? Если за счет бюджета Актау – то пусть этим умником занимаются соответствующие органы. Если на это пальмовое безумие “наклонили” бизнесменов – это, видимо, тоже тема для разбирательства.

Несколько лет назад очередной аким Талгарского района Алматинской области ушел на зону за очень длинный список грехов. В том числе и за отчет о посадке тысячи саженцев елок. На деле было всего 100. Да и прижилось из них всего пару десятков. А малый и средний бизнес в его “вотчине” умирал быстрее, чем те злополучные елки. Улавливаете идею: искусственные пальмы, мифические елки… А “плоды” на их ветках для кого-то были реальные?

Делиться надо?

Почти три четверти граждан стран ОЭСР выступают за увеличение налогов для богатых. Это показало исследование организации в 2017–2018 годах. Поскольку респонденты (а их почти 23 тысячи) считают, что государственные услуги и социальные пособия неадекватны и труднодоступны. Две трети вообще полагают, что “другие получают больше, чем заслуживают”. Это – внимание! – мнения канадцев, датчан, норвежцев, голландцев, израильтян, немцев. Вполне себе успешные страны. А есть еще “обиженные” внутренними и внешними кризисами – Греция, Литва, Португалия, Словения, Чили, Ирландия…

Фракция “народных коммунистов” в мажилисе пару раз предлагала ввести налог на роскошь – элитную недвижимость, дорогие автомобили, драгоценности, и вообще пересмотреть денежно-кредитную политику в этой сфере. Не прокатило!

“Во многих странах прогрессивная шкала налогов на роскошь действует. Даже налог на наследство, – утверждает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. – Те, кто достиг богатства, стараются закрепить свое положение и устранить угрозу конкуренции. Это общество равных возможностей? Им невыгодно бороться за равенство, им важно видеть себя среди победителей. У нас же рост ВВП привел лишь к повышению благосостояния меньшинства, отдельно взятой кучки”.

“Богатство дает возможность влиять на политические процессы”, – дополнил этот тезис главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев.

Анекдот в тему

Дворянка ошарашена революцией 1917 года.

– Чего требуют эти люди? – спрашивает она у служанки, услышав рев улиц.

– Они, мадам, хотят, чтобы не было богатых.

– Странно. Мой дедушка-декабрист выходил на площадь в 1825-м, наоборот, – чтобы не было бедных…

Не анекдот. В этом году правительство Казахстана начало субсидировать предпринимателей, создающих новые рабочие места. Буквально месяц назад выяснилось, что некоторые из них тут же “трудоустроили” в своих конторах безработных родственников. Зарплату им, естественно, никто платить не собирался. Обобрать государственную казну – личная цель?

Полезный взгляд назад

Покопался в своих архивах. Нашел справку минфина от 2002 года за подписью тогдашнего министра Александра Павлова, адресованную министерствам юстиции и экономики. Звучит свежо даже сегодня. Цитирую: Умные молодые казахстанцы или уезжают за рубеж, или подаются в мошенники. Остальные "пытаются работать" — бизнесвумен

“Бедность – это социально-экономическое явление, при котором определенные категории населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей. Лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества… Черта бедности, установленная в 2001 году, составляла 38 процентов от прожиточного минимума (сегодня уже 70 процентов. – Авт.). Косвенными индикаторами доступности социальной инфраструктуры для бедных являются показатели по здоровью, грамотности и образованности, средней продолжительности предстоящей (ого, какой термин придумали! – Авт.) жизни, социальной дезадаптации (депрессия, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность), экономической неудовлетворенности (миграция, социальная индифферентность, поиск незаконных путей обеспечения дохода и т. д.). Нет механизмов, позволяющих оценить количество людей, оставшихся вне социальной системы… Географически бедность сконцентрировалась в отдаленных районах и малых городах. 10,7 процента населения имеют доходы ниже стоимости продовольственной корзины… Соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения к концу 2001 года составило 10 раз… Рост преступности является основным отрицательным следствием бедности”.

Задачи на сегодня

Независимый экономист Олжас Омар сказал, что помнит этот документ:

– Мы тогда зависали между кризисами. Денег не хватало. Кстати, программа развития жилищного строительства была придумана не столько для рынка жилья, сколько для создания новых рабочих мест.

Было много проектов, но не все удалось реализовать в полной мере. Некоторые так и остались на бумаге. Ну и коррупция, конечно, сказалась…

Новому правительству и новому Президенту можно только посочувствовать. С другой стороны, сейчас появились средства и возможности их правильно использовать. Кстати, в том документе 17-летней давности было сказано, что экономический рост страны сам по себе не гарантирует улучшения положения населения, если не происходит перераспределения средств. Сейчас есть варианты грамотно их перераспределить. Но контроль при этом должен быть не просто жесткий, а очень жесткий. Ну и спрос, конечно.

АЛМАТЫ