Бедность и преступность: какой регион достался акиму Аскару Мырзахметову - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бедность и преступность: какой регион достался акиму Аскару Мырзахметову

Бедность и преступность: какой регион достался акиму Аскару Мырзахметову

Экс-министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов назначен акимом Жамбылской области.

  • 22 Января 2018
  • 20266
Фото - Caravan.kz

Выходит, Аскар Исабекович получил возможность на практике развивать свое любимое направление – сельское хозяйство и АПК.

Дело в том, что регион – это прежде всего село. Из более чем миллионного населения области большая часть проживает в многочисленных селах и аулах. Причем раньше хозяйства здесь специализировались на сложных технических культурах: сахарной свекле, кукурузе, сое, картофеле. Этому помогали крупные системы мелиорации, которые охватывали сразу по 3-4 района. Теперь одинокие лотки каналов нелепо высятся вдоль дорог, не понимая, зачем они здесь. Ради тени для редкого скота?

Само село массово перешло на более простые культуры, типа пшеницы и люцерны. Их дешевле вырастить и легче продать.

Каждый новый аким Жамбылской области ставит перед собой цель-максимум – возродить высокую культуру земледелия в регионе. Заодно обеспечить страну собственным сахаром, дать дешевые корма, завалить овощами. Но все это как-то быстро забывается.

По задумке правительства, основные дотации на развитие выращивания и переработки сахарной свеклы должна была получить именно эта область. Деньги реально большие – по 300 тысяч тенге на гектар земли. В результате появилось лишь несколько хозяйств с крепким руководством, научной поддержкой и финансовым обеспечением. Таких можно пересчитать по пальцам. И все! Цель была другая: подобных хозяйств должно было быть больше, чем пальцев у всего прежнего руководства области.

Но не случилось. Как говорят сами фермеры, причина – незаинтересованность акимата в развитии села и постоянная недодача по субсидиям. А это значит, что хозяйству сложно будет получить в банке кредит, выбить технику по лизингу, вымолить удобрения у завода. Зачем все эти муки? Лучше один раз люцерну посажу, буду собирать урожай три раза год.

Кстати, тюк люцерны в области уже заменил такую твердую валюту, как бутылка водки. За “беленькую” никто работать уже не будет, а за несколько тюков – вполне. Так покупают услуги, материалы, отдают долги. Здесь вообще начал развиваться рынок товарного обмена – бартера. Деньги у крестьян не всегда ляжку жгут, а вот продукт их труда – пожалуйста.

Область аграрная, значит, она и бедная. По официальным данным, самый низкий уровень жизни населения в стране – в Жамбылской и Северо-Казахстанской областях. Здесь живет большая часть тех, кто получает пособия и нуждается в помощи. Но сложность именно в том, что Жамбылская область – регион-миллионник. И если в СКО бедность в глаза не бросается, то здесь выйди за границу города — и вот она, нищета во всей красе. Село Казахстану не нужно

Бедность давно стала проблемой социальной. Даже несмотря на низкий, по официальным данным, уровень преступности  – 144 преступления на 10 тысяч населения, именно здесь отмечается высокий уровень латентной преступности.

И депутаты, и общественники, и само МВД отмечают, что часто правонарушения здесь замалчиваются. Им не дают ход. В итоге выходит красивая картинка, но печальные последствия для местных жителей.

Самый быстрый путь подъема экономики – возрождение промышленности. Большей частью промышленность региона – это добыча полезных ископаемых.

Простое перечисление вызывает в памяти картины городов-призраков в области: Жанатас, Каратау, Шу. Первые два города выросли вокруг рудников Каратауского фосфоритоносного бассейна. И с возрождением добычи здесь связаны главные надежды акимата региона. Куда же двигаться Жамбылской области?

Но следует отметить, что рудники здесь добывают сырье для производства удобрений. Основной рынок сбыта, разумеется, Казахстан. И именно министерство сельского хозяйства — главный источник субсидирования закупок нашими фермерами удобрений. Уровень производства тут зависит от того, как хорошо поработает МСХ и как много фермеров купят удобрения. Теперь Аскар Исабекович своими глазами убедится, что в экономике все взаимосвязано.

И последний фактор – граница. Тараз неофициально несет функцию поддержки контактов с Бишкеком. Край во многом зависит от нормальных отношений с соседями. Точно так, как и Киргизия зависит от отношений с Казахстаном. Поэтому пост акима Жамбылской области во многом представительский. После резких действий Бишкека нормализация отношений потребует большого внимания и времени.

Зато награда непременно найдет своего героя. Холодная статистика по руководителям Жамбылской области свидетельствует: для большинства из них этот пост стал поворотным в карьере. Отсюда уходили на ключевые посты в Астане и на неплохие дипломатические должности. Или, как минимум, получали государственные ордена. Есть шансы, Аскар Исабекович…