Выбора не было
– Почему Элизабет выбрала именно фигурное катание? Рассматривали ли вы для нее другие виды спорта?
– У Элизабет выбора не было, потому что до нее начал кататься ее брат – Тимур. Дочь пошла по его стопам. Но это не значит, что ей все легко давалось. Лиза росла болезненным ребенком. Мы не вылезали из поликлиник. Когда отдавали в спорт, хотели, чтобы она попала в группу с Тимуром: так удобнее было их вместе привозить и забирать.
– Может, есть какие-то интересные истории о том, как ваша дочь занималась фигурным катанием в самом начале своей карьеры?
– Есть. Детский тренер Ирина Страхова в начале тренировки строила всех по росту, и Лиза, конечно, всегда оказывалась последней. Но стоило тренеру на секунду отвернуться, как дочь тут же переходила в начало строя и становилась первой. Тренер ругалась и отводила ее на место. Но как только появлялась возможность, Лиза снова была первой в строю! В конце концов всем это надоело, и она в порядке исключения стояла первой.
– На юниорских Гран-при Элизабет показывает высокие результаты. Это было ожидаемо для вас?
– Высокие результаты – это многолетний кропотливый труд многих людей. Самой Элизабет, родителей, тренеров. Лиза начинала кататься у лучших тренеров России, а последний год тренируется в Канаде у знаменитого Брайана Орсера. Случается, что на тренировках у Лизы прокаты бывают даже лучше, чем на соревнованиях. Поэтому на стартах, особенно турнирах Гран-при, в первую очередь встает вопрос психологии, настроя. Задача тренеров – правильно настроить.
Дорогое удовольствие
– Фигурное катание – спорт недешевый. Понятно, что в начале карьеры спортсмена все расходы несут родители. Существенные ли это были суммы для вас? Сколько времени несли расходы по тренировочному процессу сами?
– Зимние виды спорта всегда считались дорогими, а фигурное катание тем более. К примеру, на сезон фигуристу надо три костюма: на короткую программу, показательную и произвольную. Все это требует работы дизайнера – неоднократные примерки, поиск нужного материала и страз для костюма. Сами коньки тоже недешевые. Плюс к этому надо каждый сезон новую программу ставить. Постановка каждой программы тоже стоит денег, и надо в течение сезона постоянно нанимать хореографов. Добавьте к этому тренеров по прыжкам, скольжению плюс хореография на полу в зале, джаз-классы… Еще необходимы различные восстановительные процедуры. Все эти расходы почти десять лет нес я сам. Если учесть, что в семье – двое спортсменов, было непросто. Я понимаю тех, кто бросил фигурное катание из-за того, что не смогли потянуть затраты. Но с прошлого года у нас появились спонсоры в Казахстане, без этой финансовой поддержки мы не смогли бы добиться таких результатов.
– Выступление Элизабет на каком турнире вам запомнилось больше всего?
– Каждый старт – это как рывок вперед. В первую очередь это преодоление самого себя, настрой на чистый прокат. Но особенно мне запомнился турнир Gardena Spring Trophy в Италии в марте прошлого года. Лиза выступала без тренера и после короткой программы занимала второе место. Но произвольную откатала так чисто и красиво, что опередила опытную американку и стала первой. Это была очень волевая победа! Именно такие дают спортсмену уверенность в будущем.
Чем помог “Сулейман Великолепный”
– Участвуете ли вы в разработке программ для дочери? Может быть, даете какие-то советы, рекомендации по выбору музыки, тематике программ?
– Элизабет сама выбирает музыку – у нее идеальный слух. Она окончила 8-летнюю музыкальную школу имени Аренского в Москве по классу скрипки и фортепиано. Вместе с мамой они прослушивают множество разных записей, потом советуются с тренером и почти всегда попадают в точку. Для примера: на сезон 2013 года Лиза с мамой выбрали для произвольной программы музыку из “Сулеймана Великолепного”, так как они очень любят этот сериал. Подобрали костюм по тематике. Все получилось действительно великолепно. С этой программой дочь выиграла первенство Москвы в старшем возрасте.
– Достижениями какой фигуристки Элизабет восхищается в первую очередь? Есть ли у нее кумиры в женском фигурном катании?
– Ей нравятся многие фигуристки и фигуристы. Она с удовольствием просматривает прокаты знаменитой японки Мао Асады и великолепной Ким Ю На из Южной Кореи. Также ей нравятся программы Юдзуру Ханью, с которым она занимается в одной группе, но кумира у нее нет. За десять лет тренировок Лиза поняла, что фигурное катание – это изнурительный труд. И только таким трудом можно достичь большого успеха.
– Ваша дочь пока выступает в юниорских стартах…
– Да, это так. Но уже с февраля 2015 года, когда Элизабет исполнится 15 лет, мы планируем, что она будет выступать и среди взрослых.