С 21 июля в Астане введен дифференцированный тариф.
Это значит, что пассажир без карты электронной оплаты проезда платит в два раза больше, чем по карте. Так, проезд в городском автобусе по карте остался 90 тенге, за нал – 180, проезд в экспресс-маршруте по карте стал стоить 180 тенге против 150 раньше, а за нал и вовсе 250 тенге.
– Мы изучили имеющийся опыт, и могу сказать, что дифференцированный тариф будет вводиться только после того, как будут внедрены все возможности для пополнения и покупки транспортной карты, – говорил на общественных слушаниях председатель правления ТОО “Астана ЛРТ” Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ.
Уже тогда он пообещал, что пополнение транспортных карт станет доступно через банки второго уровня и автоматы системы QIWI. На сегодняшний день закинуть деньги на баланс транспортной карты можно через QIWI и Kaspi Bank, системы интернет-банкинга других банков в “Астана ЛРТ” обещают подключить к сентябрю.
Однако, как выяснили пассажиры, деньги через сторонние сервисы закинуть, конечно, можно, но когда они придут на баланс транспортной карты – неизвестно.
“Пишу пост в крайнем возмущении. В третий раз ложу деньги через киви, терминалы астра плат и третий раз деньги на карту не падают. Что за беспорядок?!” – возмущается в “Фейсбуке” Алина Абубакирова.
“Я в ужасном разочаровании от нашей “передовой” системы Астра плат. Докатились…
Вчера приобрела карту, обещанного бесплатного проезда не было – это раз. Пополнила баланс, больше 12 часов прошло, карта не работает. Пишет “нет текущего тарифа” или что-то в этом роде. Кондуктор сказал что нужно ехать активировать на Кажымукана 14, а работают они с 9:00-18:00 без обеда. Я пока в обед доеду до них ничего не успею. И мне в эту часть города совсем не по пути.
В итоге потратив вчера 1 400 тг, вынуждена дальше ездить по 180 тг. Я деньги “лопатой, простите, не гребу”. Написала обращение в приложении – реакции ноль, звонила 11 минут пока до работы дошла – “Ваш звонок очень важен для нас” чуть с ума не свёл”, – там же вторит ей Куляш Абилева. (Орфография и пунктуация пользователей сохранены.)
Подобного рода постов в социальных сетях за последнюю неделю – десятки. Как объяснила пресс-секретарь ТОО “Астана ЛРТ” Науат АЗАНБАЕВА , деньги, закинутые через сторонние терминалы, приходят на карту в течение 12 часов, и, чтобы они были доступны, карту надо активировать.
Для этого ее достаточно приложить к дисплею в любом автобусе на 10 секунд. Но многие пассажиры уверяют, что эти манипуляции не помогают.
Между тем не надо быть большим экспертом, чтобы сообразить: как только кататься по карте станет в два раза выгоднее, чем за наличку, люди ринутся покупать и пополнять эти карты. Конечно, можно упрекать граждан в том, что они не позаботились о своем же удобстве заранее, но какой в этом смысл? Тем более что и сама транспортная компания особо не заморачивалась проблемой заранее.
Как было по городу 30 автоматов и 8 касс по продаже и пополнению транспортных карт, так и осталось. Да, с середины июля заработали еще 50 точек продажи карт. Но какой в них смысл, если пополнить эту самую карту можно только в терминалах, количество которых не изменилось?
В первые дни внедрения дифференцированного тарифа карту можно было также купить у консультантов, а проще говоря – у кондукторов в автобусе. Стоит она 400 тенге, и на ней нет ни одной бонусной поездки.
Правда, как потом сообщила в соцсетях Науат Азанбаева, если человек купил у кондуктора карту, он может ехать в этот раз бесплатно. Но кондукторы то ли недопоняли руководство, то ли решили увеличить кассовые сборы, поэтому многие пассажиры об этой опции не знали и, купив карту, платили дополнительно 180 тенге за проезд.
В итоге возле терминалов пополнения транспортных карт на неделе были ажиотаж и очереди. Особенно загруженными были точки на старом вокзале, в центральной кассе “Астана ЛРТ” и в ТРЦ “Азия Парк”.
По данным ТОО “Астана ЛРТ”, только в первый день внедрения дифференцированного тарифа было продано 30 тысяч транспортных карт. Таким образом, почти 80 процентов поездок в городе уже идут по безналу. До конца года, как прогнозируют аналитики компании, карточками будут платить 98 процентов пассажиров. Это позволит полностью вывести пассажирские перевозки из “тени” и к середине следующего года решить, до какой цены все-таки надо поднимать стоимость проезда в общественном транспорте столицы.
Астана