Напомним, в Актау решили создать предприятие, на котором планировали производить 67 тысяч планшетников, 40 тысяч телевизоров и 43 тысячи мониторов в год. Данный проект вошел в Программу ФИИР и в декабре 2011 года был торжественно запущен в эксплуатацию во время телемоста, посвященного 20-летию независимости, с участием Президента РК.
А вот теперь финансовая полиция сделала вывод о том, что данный проект был изначально задуман, чтобы обмануть государство. По данным следствия, оборудование, представленное на сумму 600 миллионов тенге, фактически стоило 20 миллионов тенге и по своим техническим характеристикам не предназначалось для сборки планшетных компьютеров.
– Следствием доказано, что ни одного планшетного компьютера на этой линии не произведено. Злоумышленниками было закуплено около тысячи планшетников в Китае, которые при приезде различных комиссий показательно собирались, а позже разбирались, – сообщил начальник ДБЭКП по Мангистауской области Берик АБИЛОВ.
Дело в отношении руководителей производства было передано в суд.
Все не так преподносится?
Защитник подсудимых Рашид САУЛЕБАЕВ считает, что финансовая полиция Мангистауской области провела следствие поверхностно. Мол, оценка оборудования была сделана некорректно, да и вообще суду неправильно преподносится информация:
– Говорят, что планшетники не могли здесь собираться. Эта линия как раз и предусмотрена для сбора бытовой техники. На ней можно собирать любую электротехнику – от смартфона до пылесоса. Никогда представители завода не заявляли, что планшетники они будут собирать с нуля. Изначально вопрос стоял о так называемом “отверточном” производстве. То есть к нам привозят комплектующие и здесь собирают телевизор или планшетник. У нас в Казахстане и автомобили таким образом производят, и вертолеты делать собираются.
Кто будет потерпевшим
Первые же судебные слушания преподнесли сюрприз. Поначалу потерпевшей стороной было признано государство в лице управления финансов Мангистауской области. Но на заседании суда представительница управления финансов ни о каком ущербе государству пояснить ничего не смогла.
Первого октября руководитель Мангистауского управления финансов подала ходатайство с просьбой прекратить участие управления в деле в качестве потерпевшей стороны. Таким образом, из дела исчез потерпевший. В тот же день в суд поступило еще одно ходатайство: СПК “Каспий” просит суд признать потерпевшими их корпорацию. В данном проекте доля социально-предпринимательской корпорации составляет 25 процентов.
Суд частично удовлетворил оба эти ходатайства.
Но адвокат обвиняемых полагает, что дело теперь должно быть отправлено на доследование.
В любом случае дело это уже прогремело на всю страну, и за его исходом следить будут пристально.
Игорь Куцай, Денис Онищенко, Актау