Алматинские гастроли Абу Мастевого - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алматинские гастроли Абу Мастевого

Алматинские гастроли Абу Мастевого

Эта история произошла в Алматы двадцать лет назад. В феврале 1997 года вдруг начали пропадать новенькие “Мерседесы” Е-класса. Так как это происходило с пугающей регулярностью, бывало, что в сутки угоняли сразу по две машины, то сотрудники уголовного розыска заподозрили: в город наведался гастролер экстра-класса.

  • 30 Мая 2017
  • 8426
Фото - Caravan.kz

О том, как сотрудникам полиции Алматы удалось раскрыть эти преступления, задержать угонщика и кем он оказался, читателям “КАРАВАНА” рассказывает (по предварительному согласованию с МВД РК) главный оперуполномоченный Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью департамента криминальной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Станислав ПОРТНЯГИН.

– Он действительно оказался преступным “специалистом” высокого уровня, – говорит полковник. – Для расследования этих угонов в УВД Алматы даже создали специальный отдел по раскрытию автотранспортных преступлений.

Среди представителей криминалитета встречаются разные люди. Сейчас серьезных противников-профессионалов у нас можно пересчитать по пальцам. Это я говорю, как сотрудник уголовного розыска. В 90-е годы их также было не очень много, но одним из криминальных “авторитетов” был именно угонщик-гастролер по прозвищу Абу Мастевый.

Этот человек приехал в Алматы с Северного Кавказа (оттуда многие в то время в поисках спокойной жизни разъехались по просторам бывшего СССР).

Взять его с поличным, добыть и закрепить доказательную базу для суда было делом совсем нелегким…

“Мерс-ешка” – серебристая мечта любого угонщика

– Как раз перед появлением Абу в Алматы в феврале 1997 года я, тогда старший лейтенант, перевелся из Калининского РОВД (сейчас районное управление внутренних дел по Бостандыкскому району) в криминальную полицию ГУВД города Алматы, – продолжает Станислав Портнягин. – В конце зимы 1997 года город неожиданно захлестнула волна автоугонов. Начали бесследно исчезать “мерсы”, причем только самой популярной модели: “Мерседес” Е-класса в 124 кузове с 1992 по 1995 год выпуска. Но угнать “мерс” не так просто. Это ведь не какая-нибудь бюджетная иномарка с низкой степенью защиты. Тогда эти машины, которым сейчас больше двадцати лет (отметим, они и сегодня ездят по дорогам Казахстана и будут кататься, наверное, еще очень и очень долго), стоили 20–30 тысяч долларов США и были совсем новенькими. Все методики, которыми пользовался угонщик, мы, конечно, раскрывать не станем, но отмечу, необходимы были специальные отмычки, “вертушки” и тому подобный инвентарь.

Несмотря на все усилия сотрудников дорожной и криминальной полиции, задержать преступников не удавалось. Автомобили продолжали уходить, а количество возмущенных владельцев – множиться.

Тогда в МВД приняли решение создать (единственное в республике) при службе криминальной полиции ГУВД Алматы управление по раскрытию автотранспортных преступлений. И свое становление как оперативника я получил именно там.

Начальником был назначен подполковник полиции Виктор Александрович Ермак, а в управление вошли Олег Широков, Динмухамед Джартыбаев, Аман Омаров, Мухтар Ибраимов, Аскар Байдельдинов, Иван Бакулин, Игорь Стативкин и Ерлан Орымбаев.

Угоны обычно происходили в центре города, зло­умышленник предпочитал автомобили серебристого цвета.

Мы вышли на след подозреваемого благодаря оперативной информации.

Выяснилось, что преступник всегда работает в одиночку, а на дело выходит непременно в дорогом костюме и при галстуке. Имеет аккуратную стрижку, сделанную в престижном салоне красоты. И еще одна немаловажная деталь: всегда при себе носит пистолет.

На все руки “мастер”

– Большинство автоугонщиков работает по такой схеме: один угоняет, другой прячет, третий перебивает номера, четвертый готовит фальшивую документацию на машину, пятый перегоняет ее через границу заказчикам, – поясняет наш собеседник. – Но Абу все это делал в одиночку. Сам находил контакты с будущими покупателями, сам угонял, сам готовил документы. Вот только номера агрегатов перебивал другой человек. Абу знали и в Киргизии, и в Украине, и в России, и, естественно, в Казахстане и на Кавказе.

После его ареста всего за одни сутки мы изъяли 7 свежепохищенных “мерсов”!

Он угонял, ставил на неделю в отстойник – арендовал гараж. Потом, как правило, в выходной день, надевал костюм и галстук, ставил на машину подложные номера, обрывал тросик замка капота, брал бутылку дорогой водки, деньги и ехал в сторону границы.

Для чего ломал замок? Для того, чтобы, если его вдруг остановят сотрудники дорожной полиции, они не смогли сверить номера двигателя. Ведь машина уже наверняка была в ориентировке.

Надо признать, Абу был прекрасным психологом. Если его останавливали сотрудники дорожной полиции, он быстро незаметно выпивал полбутылки водки и выходил к ним. Уловив запах спиртного, те сразу же начинали оформлять факт употребления алкоголя за рулем. Абу, объяснив свою нетрезвость свадьбой или похоронами, подписывал протокол.

Постепенно его дерзость начала выходить за все рамки. Как-то всего за один час (!) он угнал два “Мерседеса”. Сначала вскрыл один на улице Кирова, но когда отправился на нем в гараж, арендованный в микрорайоне “Орбита”, то заметил на улице Сатпаева (там, где сейчас пересечение с проспектом Сейфуллина) второй. Он припарковал первое авто в ближайшем дворе, а сам угнал второе и отогнал в гараж. После чего вернулся за первым.

В конце февраля 1997 года, когда он угнал свой последний “Мерседес”, нам поступила весьма ценная информация. Источник сообщил, что подозреваемый арендовал один из частных гаражей на восточном берегу озера Сайран. Тогда мы под видом обычных граждан сняли рядом другой гараж. Он находился через один от того, в котором преступник прятал похищенное авто. Предполагая, что сторожа гаражей могут быть в сговоре с преступником (потом выяснилось, что это не так), соблюдали все меры конспирации. Делали вид, будто мы мастера СТО – автослесари. Небритые, в грязных фуфайках, перепачканные маслом. Мерзли в гараже трое суток, и не просто сидели – создавая видимость ремонта, колотили по железкам. Так как руководство знало, что подозреваемый может быть вооружен, вместе с нами в засаду направили трех бойцов подразделения специального назначения МВД “Сункар”.

Эрудит оказался игроком

И вот в субботу нам по рации сообщают о новом случае. Спустя несколько минут подозреваемый приехал на том самом “мерсе”, который он угнал полчаса назад! Оказывается, он арендовал рядом еще один гараж. И после того, как он загнал туда машину, мы взяли его на выходе. Но пистолета при нем не оказалось.

На допросах я с ним хорошенько познакомился. Рамзан Яндаров был эрудирован, имел два высших образования – экономическое и юридическое, которые получил в МГУ.

У него были и деньги, и семья, и бизнес, и квартиры, и машины. Поэтому дать исчерпывающий ответ на вопрос, что именно подвигло его на преступления, я не могу. Он был преуспевающим бизнесменом, но как стал специалистом по угонам, я не знаю. Предполагаю, что произошло это из-за его пагубной страсти к игре – был завсегдатаем казино, пустил по ветру бизнес и постоянно нуждался в деньгах.

За сутки он выдал нам семь машин, похищенных за последние дни. Абу взял все на себя. Но признался лишь в 12 фактах угонов. Никого из своих подельников, которым он сбывал угнанные “Мерседесы”, подозреваемый не назвал. Зато рассказал, что с каждой угнанной машины получал по 5–6 тысяч долларов США. Средняя же рыночная стоимость автомобиля “Мерседес” Е-класса в 124 кузове с 1992 по 1995 год выпуска была около 25 тысяч долларов.

На суде Абу не пользовался услугами адвоката, а стал защищать себя самостоятельно. Когда судья Алмалинского суда спросил его, почему он угонял серебристые машины, обвиняемый ответил, что с детства мечтал о таком “Мерседесе”. Но это, конечно, было неправдой – главной причиной была корысть.

15 мая 1998 года он был приговорен к 8 годам лишения свободы. Через пять лет Абу условно-досрочно освободили от дальнейшего отбывания наказания. Он вышел на свободу, забрал с собой детей и уехал на Кавказ. Как потом сложилась его судьба, я не знаю…