Бои с коммунальными компаниями идут на измор. Доказывать правоту жителям приходится в многочисленных судах, бегая по инстанциям и высоким кабинетам. Как правило, пострадавшие сдаются, тратить нервы и время – себе дороже. Но жители микрорайона “Водник”, а это сто многоквартирных домов на окраине Алматы, решили идти до победного конца. Чтобы доказать свою правоту, они вооружились проектными документами и даже ездили в Астану к чиновникам, чтобы найти управу на коммунальное частное ТОО, которое подает им тепло. И в этот раз на сторону жителей встали все: от министров до антимонопольщиков и прокуратуры. Казалось бы, при такой поддержке исход дела решен. Но частная компания подала в суд… на прокуроров и антимонопольный комитет. В поисках справедливости жители пришли в редакцию и хором рассказали свою историю.
Огонь – батарея!
Вера Дмитриевна Шахова судится с поставщиком тепла уже несколько месяцев.
– Весь наш микрорайон “Водник” строился по типовому проекту, есть у нас все документы. Когда строились дома в 80-е годы, закладывались чугунные батареи, но порой ставились обычные регистры. Дома сдавались по акту с изменениями, но все они были предусмотрены в проекте. Комиссия приняла, все подписала. Когда в 90-х произошел развал, весь район лишился тепла и горячей воды, организация, поставляющая услуги, закрылась. Был организован КСК, и люди стали выбирать частных поставщиков. Жильцы остановились на ТОО “Аятэнергосервис”, у них были немецкие котлы. 15 лет мы получали услуги от этой компании, и никаких претензий не было. И вдруг в 2014 году они стали обходить квартиры и считать секции батарей. Входили в частную собственность без документов, и даже дети подписывали какие-то непонятные бумаги. А потом жильцы получили квитанции, и там обнаружились огромные штрафы. Оказывается, нам накинули плату за тепло с несуществующих квадратных метров жилья. Плату нам вдруг стали считать по секциям батарей. В среднем она увеличилась на 30–50 процентов. Вместо 50 квадратных метров у меня плата берется теперь, как за все 70…
Жильцы, не согласные с перерасчетом, продолжали платить по-старому. А спустя несколько месяцев узнали, что был суд и есть решения не в их пользу.
– На меня подали в суд, я узнала это только спустя несколько месяцев. Начала капать пеня, штраф рос на глазах, плюс мне добавили суммы за судебные издержки. Это было неприятным сюрпризом, – рассказывает женщина.
И такая же проблема возникла у сотен других людей, которым тоже пришли по квитанциям штрафы.
Министры и прокуроры вступились, но…
Жильцы собрали деньги и отправились за справедливостью в Астану, в кабинеты чиновников.
– Возможно, они думали, что все это спустим на тормозах и не будем добиваться правды, но мы решили доказать обратное. Побывали в министерстве энергетики, и нам дали выписки и постановления, что мы должны платить только за квадратные метры, если есть превышение, а не за секции батарей. Были на приеме у Коржовой, в “Нур Отане”, потом нас перенаправили в прокуратуру области. Мы предоставили все документы. Через несколько дней началась проверка “Аятэнергосервиса”. Когда все выявили, им дали предписание, что это нарушение, и даже оштрафовали…
Но исполнять указания сверху в частной компании не спешат. По словам жителей микрорайона, компания продолжает настаивать, что имеет право штрафовать людей за лишние секции. При этом “Аятэнергосервис” подал иск в суд на прокуратуру области и антимонопольный комитет.
– При этом наши суды с поставщиком “зависли в подвешенном состоянии”. Нам объяснили, что, пока не будет вынесено решение по суду между “Аятэнергосервисом”, прокуратурой и антимонопольным комитетом, наше дело не сдвинется. Вся эта история тянется уже больше четырех месяцев. При этом людям раздали уведомления, что, если они не перезаключат договоры с компанией по новой системе оплаты, им просто не подключат тепло в предстоящем сезоне.
Как решится это противостояние – можно только гадать. Но если без тепла останется целый район мегаполиса, скандала будет не избежать.
Алматы