Потомок Олжабай-батыра
Его называют великим ученым не только за археологические открытия. В своих трудах академик Алькей МАРГУЛАН раскрывается еще и как историк, литературовед, искусствовед, востоковед и даже музыкант.
Алтынбек КУРМАНОВ – краевед, знаток истории Баянаульского района Павлодарской области – рассказывает, что ему в юности посчастливилось познакомиться с Алькеем Хакановичем. Будущий ученый родился в местечке под названием Карабулак. Эта деревушка упразднена в 2012 году и введена в состав другого сельского округа:
– Там до сих пор стоит деревянный столбик места зимовки ОЛЖАБАЙ-БАТЫРА – знаменосца АБЫЛАЙ-ХАНА. Столб в 1979 году установил сам Алькей-ага недалеко от своего дома. Я счастлив был участвовать в этом событии.
Маргулан всегда гордился тем, что он прямой потомок Олжабай-батыра. Этот прапрадед академика, также баянаулец, защищал казахские земли от джунгар.
Бесценное наследство
Нынешнему поколению, чтобы понять заслуги Алькея Маргулана перед страной, достаточно уяснить, что многое из сохраненного археологического и культурного наследия Казахстана – это его неустанная работа. Ученый исследовал древнюю культуру, письменность, архитектуру, прикладное творчество, народные эпосы, антропологию… Им открыты десять подземных городов и даже государств, например, знаменитой теперь бронзовой бегазы-дандыбаевской культуры, множество памятников. Исколесив тысячи километров по бескрайним степям, Маргулан первым нашел доказательства того, что уже во II тысячелетии до нашей эры на территории современного Казахстана существовала цивилизация с высокоразвитой культурой. Свидетельством этому стали найденные памятники архитектуры и изделия мастеров. Академик также опроверг мнение, что в центре и на севере Казахстана, в этих малообитаемых местах не было очагов культуры. Еще он на протяжении почти тридцати лет возвращался к изучению деятельности просветителя и исследователя Чокана ВАЛИХАНОВА.
Фундаментальный подход
– Не было ему равных в знании периода Абылай-хана, он блестяще изучил историю Абулхаира, Кенесары, Касым-хана. То, что он сделал для реставрации духовного наследия народа, выходит за рамки науки и имеет общечеловеческое значение, – писал об Алькее Хакановиче в своей книге “Четыре времени жизни” другой знаменитый уроженец Баянаула Шафик ЧОКИН, возглавлявший в 1960-е годы Академию наук Казахстана.
Наиболее известные монографические исследования Маргулана – “Археологические памятники Казахстана”, написанное в соавторстве, а также “Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана”. Эти труды рассказывают об эпохе поздней бронзы, оцененной специалистами как крупнейший очаг цивилизации в Центральном Казахстане. В другом фундаментальном труде – “Казахское народное прикладное искусство”, ставшем настоящей энциклопедией, Маргулан представил многолетнее изучение быта и народного творчества.
– Он был поразительно трудолюбивый! Шел работать туда, где не ступала нога человека со времен древности, – делится Алтынбек Курманов.
Но не всем в советское время нужна была правда о жизни в Степи. Наверное, по этой причине в 1934 году Маргулан стал жертвой сталинизма – его посадили в Ленинграде, где он учился. На воле оказался через три года.
Любовь к археологии будущим ученым овладела в Ленинграде. Как не влюбиться в эту науку, побывав в тамошних музеях! Которые, кстати, хранили экспонаты и об истории Казахстана.
Грани личности
В северной столице России Маргулан начинал свой путь как… литератор. Окончил филологический факультет в Ленинградском государственном университете и Ленинградский восточный институт. Причем умудрился учиться параллельно, чего тогда и не запрещали. Казахстан в лице Алькея Хакановича получил замечательного переводчика классиков мировой литературы. Он первым перевел на казахский язык немало произведений русских и европейских писателей. Кстати, ученый играл на домбре – в Павлодарском музее имени Бухар-жырау хранятся ноты сочиненных им произведений и его личный инструмент.
– Когда знакомишься с трудами Маргулана, поражает то, что он писал простым языком, понятным любому человеку, – отмечает краевед Курманов. – Алькей Хаканович был простым в общении – одинаково разговаривал с чабаном или директором.
В то же время, по словам нашего собеседника Алтынбека Курманова, Маргулан никогда не демонстрировал своей уникальности, хотя и открывал целые пласты в истории Казахстана.
Павлодар