Алена ФУКС. Дама с клюшкой, мужем и сыном - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алена ФУКС. Дама с клюшкой, мужем и сыном

Алена ФУКС. Дама с клюшкой, мужем и сыном

Впервые за четыре года женская сборная Казахстана по хоккею первенствовала на международном турнире – в апреле триумфаторы Азиады-2011 выиграли чемпионат мира в группе А второго дивизиона – четвертом эшелоне мирового хоккея. Самым результативным игроком стала нападающая сборной Казахстана Алена ФУКС, набрав по системе “гол+пас” 14 очков (2+12), и получила приз лучшего форварда.

  • 10 Июля 2015
  • 3247
Фото - Caravan.kz

Смена поколений, как нокаут

– Как бомбардиру, мне вручили наручные часы, а за победу в номинации “лучший нападающий” – статуэтку, – рассказывает Алена Фукс. – В общем, сорвала джекпот.

– Подаренные часы носите?

– Пока не было повода их надевать.

– После победы на домашней Азиаде в 2011 году сборная Казахстана начала стремительно терять позиции в мировом хоккее. В чем причина?

– Думаю, в смене поколений. После Азиады и последующего чемпионата мира карьеру завершили сразу 8–9 человек основного состава. Это стало большим ударом по команде. Молодежь была не готова играть на таком уровне.

– Что происходило в раздевалке перед заключительным периодом решающего матча Азиады-2011 с японками, когда вы уступали – 0:2?

– Эмоциональные беседы, которые наш главный тренер Александр Мальцев умеет проводить, чтобы настроить команду. Говорил и второй тренер Сергей Соловьев, который любит надавить на патриотизм. Все понимали, что проигрывать ни в коем случае нельзя.

– Ваши подруги по той команде говорят, что сборы перед Азиадой были самыми тяжелыми в их спортивной жизни…

– Они действительно были адскими. Мы плакали от усталости и думали, что если не выиграем Азиаду, это будет самая большая несправедливость на свете. Счастливы, что те тренировки даром не прошли.

– Ольга Потапова 10 тысяч долларов премиальных за победу в Алматы потратила на приобретение машины. А вы?

– Часть денег ушла на ремонт дома в Усть-Каменогорске, где живет мама. Остальное лежит в банке на депозите. Думаю, самые грандиозные покупки у нас впереди.

Известная фамилия

– Сейчас ваш дом уже в Алматы?

– Да. Город мне сразу стал родным, быстро адаптировалась. Иной раз кажется, что я его знаю больше, чем коренные алматинцы. Иногда девчонки заблудятся, звонят мне – могу легко объяснить, где они находятся. Даже не представляю жизнь в другом городе.

– Ваш отец, известный в 80-е годы игрок хоккейного “Торпедо” из Усть-Каменогорска Борис Фукс, живет в Германии. Чем он там занимается?

– Работает, играет за местную любительскую команду. Мы с ним по праздникам созваниваемся по скайпу.

– Как пережили развод родителей?

– Я не помню того момента, была еще маленькой. Конечно, одно время хотелось, чтобы отец был рядом, поддерживал, из школы забирал, но это длилось недолго. Не считаю себя в чем-то обделенной.

– Когда люди слышат вашу фамилию, часто про отца вспоминают?

– Да. Несмотря на то что он давно в Германии, фамилия Фукс остается на слуху.

Декретная передышка

– Драться на льду приходилось?

– Ни разу. Вообще считаю себя дисциплинированным игроком. Могу получить максимум две минуты, и то всегда кажется, что они несправедливы. Когда бьют клюшкой по рукам, очень хочется ответить, но я себя сдерживаю. В этом плане грязно играют европейские сборные.

– Помимо хоккея другими видами спорта интересуетесь?

– С удовольствием с мужем ходим на футбольные матчи “Кайрата”. А вот европейский футбол не смотрю – поздно начинают играть, да и чтобы не запутаться во всех этих командах и игроках, надо круглый год следить за ними. Смотрим теннис, велогонки, сами участвуем в городских велопробегах. У меня есть фотографии с акимом Ахметжаном Есимовым и нашим знаменитым велогонщиком Александром Винокуровым. Пробежала бы алматинский марафон, но в это время была в Астане, где проходил тур чемпионата страны. Планирую на следующий год выйти на дистанцию 10 км с сыном Женей – где-то на руках, где-то на коляске.

– В апреле 2013 года вы пропустили чемпионат мира в Страсбурге, хотя значились в заявке. Тому виной было предстоящее рождение Жени?

– Да. Заявку на турнир подали раньше, чем я узнала о своей беременности, и что-то изменить было уже невозможно.

– Как на эту новость отреагировал главный тренер?

– Негативно. Мне кажется, что для любого тренера женской команды такая новость не очень приятна. Но мы договорились с Александром Ивановичем, что я вернусь на лед как можно раньше. Слово сдержала – пришла на тренировку, когда сыну было всего три месяца. Быстро набрала форму, будто и не было годичного перерыва. Правда, после декрета появилось волнение перед выходом на лед, стала чувствовать себя неуверенно. Но постепенно все вернулось в норму.

Особые эмоции

– Первое знакомство с Александром Мальцевым помните?

– Конечно. Мы знакомы уже десять лет, с 2005 года, когда я переехала из Усть-Каменогорска в Алматы. В новой команде меня приняли хорошо, сразу нашла общий язык со всеми.

– В Усть-Каменогорске хоккейных перспектив не было?

– Там есть только детская школа, после окончания которой девчонкам надо определяться: либо бросать спорт, либо переезжать в другой город. Профессиональных команд у нас, по сути, всего две: “Айсулу” – в Алматы и “Томирис” – в Астане. Еще пару лет назад вообще одна была.

– В “Томирисе” играют те, кто не подошел “Айсулу”?

– Конечно, есть те, кто пробовался в нашей команде. В Астане – молодой состав, ветеранов практически нет.

– Сейчас вам 28 лет. Если Алматы получит Олимпиаду-2022, сыграете на ней?

– Время покажет. Конечно, каждому спортсмену хочется выступить на Олимпиаде, особенно на домашней. Когда играешь перед своими зрителями, испытываешь особые эмоции: они добавляют тебе сил и энергии, открывается не то что второе – третье дыхание. Играя за рубежом, никогда этого не ощущала. За нас ведь нигде не болеют – ни в Европе, ни в Азии. На последнем чемпионате мира в Великобритании зрители поддерживали и Новую Зеландию, и Корею, но только не нас. Может, потому что мы были главными конкурентками хозяек за первое место?!

Кудесницы из-за океана

– В Европе высокий интерес к женскому хоккею?

– Там он высок к спорту вообще: везде реклама, на соревнования ходит и стар и млад. Хочется, чтобы и у нас такое было. В Казахстане, к сожалению, с женским хоккеем знакомы немногие. Если приедут американские или канадские хоккеистки, интерес будет, наверное, только у нас, спортсменок. За океаном же они и в рекламе снимаются, и выставочные матчи играют.

– Кто, на ваш взгляд, главная звезда мирового хоккея?

Хейли Виккенхайзер из Канады. Она – четырехкратная олимпийская чемпионка и семикратная чемпионка мира, настоящая легенда. Правда, в этом году на чемпионате мира Хейли не выступала.

– Каково играть против нее?

– Сыграть против сборной Канады – это уже событие. Последний раз мы встречались с ней в 2011 году, проиграли 0:7. Неизвестно, когда еще повезет выйти против канадок. У них совсем иной уровень.

– В чем дело? В традициях?

– Считаю, что в отборе. В Канаде только зарегистрированных хоккеисток 300 тысяч. В сборную попадают лучшие из лучших.

– С вами в “Айсулу” играют канадки. Чувствуется различие?

– Они техничнее нас, но не скажу, что рядом с ними ощущаю себя слабее. Мне нравится с ними играть. Канадские хоккеистки хорошо чувствуют игру, с ними не надо годами налаживать взаимопонимание. Они только приехали, и мы с ними с листа три матча отыграли на одном дыхании.

– Канадки усилили “Айсулу”?

– Конечно, у нас много молодых девчонок, которых к ответственным играм пока не подключают. А хоккеистки из Канады – с опытом.

Экономическое прошлое

– Но в Кубке чемпионок дела по-прежнему не складываются…

– Да, который год не получается пройти полуфинальную стадию. Все время серьезные соперницы достаются. В последний раз играли с командами из Финляндии и Швеции. Победы над ними нам никогда легко не давались. Одну игру “зацепим”, но для выхода в финальный турнир этого мало. Теперь же попасть в решающий этап будет еще сложнее. Насколько мне известно, с нового сезона туда будут выходить не две команды из группы, как раньше, а только одна.

– Вы по образованию экономист. Смогли бы сейчас работать по специальности?

– Вряд ли. Везде берут с опытом работы, а у меня его нет.

– Тему дипломной работы помните?

– Что-то о зарплатах: почасовой и какой-то еще. Но диплом защищала сама. Хотя училась на заочном отделении, на экзамен попала вместе с очниками. Там и больше вопросов задавали, и требования были выше. Я сначала растерялась, но ничего, защитилась на “пять”. Диплом о высшем образовании – гуманитарном, техническом, экономическом – всегда котируется, по какой бы специальности ты ни пришел устраиваться.

– А для хоккея?

– Планирую получить второе образование, уже физкультурное. Конечно, пока не знаю, буду ли работать тренером и останусь ли вообще в спорте. Но в планах отучиться есть.