Акимы перестанут хамить народу, когда их начнут выбирать, а не назначать - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Акимы перестанут хамить народу, когда их начнут выбирать, а не назначать

Акимы перестанут хамить народу, когда их начнут выбирать, а не назначать

В Казахстане вновь заговорили о необходимости сделать должность акима выборной. Поводом тому послужило видео, недавно выложенное в Интернет, на котором градоначальник города Капшагая Сатжан КИКИМОВ во время приема граждан не слишком корректно ведет себя: “тычет” жалобщику, повышает на него голос, а потом настойчиво требует уважительного к себе обращения.

  • 16 Сентября 2016
  • 4503
Фото - Caravan.kz

Поведение чиновника теперь будут рассматривать на совете по этике Алматинской области, в министерстве по делам госслужбы намерены провести проверку и принять меры, а эксперты ждут реакции депутатов маслихата.

Это к акиму нужно обращаться на “вы” и по отчеству, сам же он, как следует из видео , с народом общается без лишних формальностей. Когда на “тыканье” градоначальника посетитель неожиданно ответил встречным “ты”, Сатжан Кикимов решил поставить жалобщика на место. А тот, непонятливый, взял да и попросил акима не повышать голос. “Я так разговариваю! Не только с тобой, но и со всеми так разговариваю!” – отрезал глава Капшагая.

– Случаев, когда акимы ведут себя некорректно с теми, на чьи налоги они содержатся, много. В районах, городах акимы князьками себя возомнили, забыли, что они – слуги народа, и ведут себя так, словно все наоборот. Сидя по нескольку лет на этом месте, они почувствовали свою неприкосновенность, уверовали в свою несменяемость, – констатирует доктор юридических наук Жумабек БУСУРМАНОВ.

Профессор, в активе которого – работа в Конституционном совете и руководство Институтом законодательства, уверен, что таких историй в Казахстане было бы куда меньше, если бы акимов местных исполнительных органов не назначали, а выбирали.

– Практика назначения акимов на местах исчерпала себя. Есть необходимость выстраивания политической системы через выборность, потому что она предполагает ответственность перед своими избирателями. Сейчас же они ответственны только перед тем, кто их назначил, и главное для них – выглядеть пристойно в глазах вышестоящего шефа, – отмечает юрист и ссылается на опыт Европы, где выборность мэров городов – норма. – Это один из демократических инструментов, который широко используется. Казахстан взял путь на демократизацию, так и нужно идти по этому пути, а не перестраховываться.

Политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ тоже за выборность акимов. Но выбирать их должны не региональные депутаты, как уже было несколько лет назад, а народ, считает он.

– Наверное, немногие, но помнят эксперимент с выборностью акимов нескольких районов. Но это не население выбирало, а депутаты маслихатов, чья аффилированность с исполнительной властью не вызывает сомнений. То есть даже повсеместное внедрение системы выборов акимов депутатами соответствующих маслихатов будет всего лишь показушной формальностью и не сможет решить проблему эффективности управления и ответственности чиновников перед народом. Акима на альтернативной основе должно избирать само население, – уверен политолог. – Оппоненты данной идеи говорят, что у избирателей невысокий уровень политической культуры, что казахстанцы еще не доросли до такого уровня демократии. Таким образом, считается, что политического сознания и мудрости граждан вполне хватает для избрания Президента, но недостаточно, чтобы избрать акима сельского округа.

Нынешняя модель, при которой представители исполнительной власти прямо или опосредованно назначаются центральной, позволяет контролировать и продвигать политические процессы в заданном русле, но сдерживает эффективность управления на местах, полагает политолог, поэтому выборность акимов – сельских, районных, городских – Казахстану необходима. Но для этого нужно внести в выборное законодательство поправки, в том числе касающиеся увеличения прав наблюдателей и порядка формирования избирательных комиссий всех уровней.

Жумабек Бусурманов добавляет: эти изменения можно было бы внести в рамках пяти институциональных реформ, заявленных Президентом страны. Там и повышение профессионализма госслужащих прописано, и их подотчетность, и активное вовлечение граждан в процесс принятия решений государственными органами всех уровней.

Что касается ситуации в Капшагае, то у его жителей, если они недовольны манерами или делами своего громкоголосого акима, и сейчас есть возможность добиться его замены – через маслихат.

– В Конституции заложено, что одна пятая часть депутатов маслихата может поднять вопрос вотума недоверия к такому акиму и обратиться с этой инициативой к вышестоящему акиму, – поясняет Бусурманов.

Юрист, главный редактор журнала “Правовая реформа в Казахстане” Сергей ЗЛОТНИКОВ уточняет: депутатов маслихата в стране избрали совсем недавно, и сейчас у них есть возможность проявить себя в деле. Но захотят ли они идти на конфликт, голосуя за отставку градоначальника, – большой вопрос.

Астана