Акимат Алматы предупредили "желтой карточкой" за "Онай" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Акимат Алматы предупредили "желтой карточкой" за "Онай"

Акимат Алматы предупредили "желтой карточкой" за "Онай"

Пустые желтые бумажки, перепродажа бэушных билетов, неработающие терминалы “Онай” и в нагрузку – кондукторы-хамы…

  • 3 Апреля 2017
  • 9012
Фото - Caravan.kz

Ежедневно с подобным беспределом сталкиваются пассажиры в автобусах и троллейбусах Алматы. Пока городские власти и бизнесмены восторженно заявляют, как же это удобно – платить карточкой “Онай” (смеем предположить, ни те ни другие ни разу не втискивали свое тело в переполненный общественный транспорт), горожане возмущаются: почему стало только хуже?

Выходит, система “Онай”, на установку которой потрачено более 900 миллионов тенге (без учета рекламы и выпуска карт), безнадежна? Или кишка тонка навести порядок в сфере пассажирских перевозок?

Вот только не надо обвинять нас в консерватизме. Мы – двумя руками за прогресс и порядок. И с самого начала поддерживали систему “Онай”, поскольку был обещан ни больше ни меньше транспортный рай! В какой-то момент даже показалось, что до цивилизованного обслуживания в автобусах и троллейбусах нам уже рукой подать. Ведь с введением электронного билетирования – первой части транспортной реформы, город избавлялся от неработающих валидаторов, “помогаек” на остановках. Невежливых кондукторов нам пообещали научить этикету. А главное – искоренить “черную кассу”. Как заявил градоначальник Бауыржан БАЙБЕК, размер серой экономики составлял 30 процентов, или 6–7 миллиардов (!) тенге ежегодно. С введением прозрачной системы “Онай” эти деньги планировалось пустить на развитие транспорта, покупку новых автобусов, чтобы в часы пик алматинцы не жались друг к дружке как сельди в бочке.

Но вот уже несколько месяцев редакционные телефоны разрываются от жалоб алматинцев на работу городского транспорта: автобусы, троллейбусы битком, после 21 часа проблематично уехать. Карточку “Онай” не считывает устройство: “оно зависло”, объясняют кондукторы (помните валидаторы?). При этом требуют оплату наличными – и попробуй возрази! Бывает, у пассажира нет денег на проезд (у него же карточка “Онай”), тогда случаются разные инциденты, вплоть до его высадки. Со школьников при этом берут не 40, а 80 тенге!

Черный нал снова в тренде

Как сообщили читатели “КАРАВАНА” и убедились наши корреспонденты, на многих маршрутах водители берут наличные деньги, взамен выдают пустые желтые бумажки или их половинки. С этим столкнулись пассажиры маршрутов № 32, 34, 66, 79, 103, 95, 92, 85, 106. А также троллейбусов № 25, 19, 5.

“Автобусы № 126, 48, 73, 86, 59 стабильно выдают либо билеты старого образца (не “Онай”), либо билеты “Онай” с верной датой, но неверным временем: в 9.40 спокойно получаю дату посадки в 7.45. Классика жанра – билеты-половинки, старые чужие билеты или вообще ничего… Устала от диких взглядов и хамства на вопрос: где нормальный билет?” – написала в соцсетях алматинка Юлия.

“Водители и кондукторы автобусов, которые едут через алматинскую барахолку, № 106, 85, берут наличку, взамен дают бэушные билеты, которые забирают у пассажиров на выходе. Или вообще ничего. Мол, я вас запомнил. Кто возмущается – в ответ хамят”, – сообщила алматинка Елена.

“В автобусах № 65, 118, 120 есть кондукторы. Причем водители платят деньги регулировщикам-операторам на остановках, 50–100 тенге за рейс, явно не из своего кармана”, – написал алматинец Адил.

Не выдавали билеты на маршрутах № 119, 22, 99.

“Ездила пару недель назад с вокзала Алматы-1 на перекладных. Все по старинке – кондуктор и наличка без всяких билетов”, – говорит читательница Ирина.

Впрочем, Америку мы не открыли, и о ситуации прекрасно осведомлены в ТОО “Транспортный холдинг Алматы” – предприятии, которое не только внедрило систему, но и взяло на себя обязательства по ее обслуживанию.

На сайте компании даже приводятся примеры махинаций с билетами. Так, самый распространенный вид нарушения – пустой билет. Водитель или кондуктор просто вынимает ленту из мобильного терминала и выдает пассажирам билеты без даты, времени поездки, номера маршрута. Или, чтобы обмануть систему, водитель выдает половинку билета, оставляя половину выручки себе.

Зафиксированы случаи, когда они собирали использованные билеты “Онай” у пассажиров и перепродавали их другим людям. В транспортном холдинге призывают пассажиров сообщать о подобных случаях на номер 8 (727) 397-01-91 с указанием даты инцидента, номера маршрута и госномера транспорта. А лучше просто пользоваться картой “Онай” и не платить водителям наличкой.

Дурной пример заразителен?

Но давайте смотреть на вещи реально. Дозвониться в call-центр транспортного холдинга с первого раза невозможно – мы пробовали. И вообще делать это в переполненном транспорте непросто. Со школьниками, студентами, не оплатившими проезд, в транспорте не церемонятся и могут высадить. Получается, контроля за работой общественного транспорта сейчас нет вообще?

“Онай” презентовали с помпой, да и стоит “удовольствие” недешево: установка одной системы в автобусе обходится в 500 тысяч тенге. Всего алматинцев перевозят 1 648 автобусов и 215 троллейбусов. Если во всех установлена система “Онай”, значит, на эти цели инвестор потратил 931 миллион тенге. Заявлялось, что срок окупаемости системы – 10 лет. Сейчас “черная касса” заработала на полную катушку (кто-то же должен оплачивать работу кондукторов). Пассажирам, в принципе, до лампочки, потеряет инвестор деньги или нет. Другое дело, как это скажется в целом на работе общественного транспорта. От чего уходили, к тому обратно пришли?

Пример с “Онай” хотят взять Уральск, Шымкент, Астана. Но в курсе ли в этих городах, что система в Алматы далеко не идеальный и отчасти провальный проект?

На ежегодной конференции предпринимателей Алматы аким Бауыржан Байбек сказал, что город движется в сторону поэтапного исключения наличного оборота, прорабатывается введение дифференцированного тарифа. Также акимат планирует увеличить стоимость одноразового билета в сравнении с оплатой проезда по карточке, взяв за основу европейский опыт.

Наверное, логично вначале навести порядок в транспортном хозяйстве. А уж потом гнаться за развитыми городами, до которых, увы, нам ой как далеко.

Свои вопросы по поводу работы “Онай” мы направили руководству ТОО “Транспортный холдинг”. А руководителю управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максуту Исахову советуем покататься в качестве простого пассажира на городских автобусах и троллейбусах в часы пик, выходные и праздники, чтобы увидеть бардак своими глазами. Как это делают мэры европейских городов – одному, без свиты, прикрывшись газетой…

Алматы