Айгуль СОЛОВЬЕВА: О законах, корпоративах и продовольственной небезопасности - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Айгуль СОЛОВЬЕВА: О законах, корпоративах и продовольственной небезопасности

Айгуль СОЛОВЬЕВА: О законах, корпоративах и продовольственной небезопасности

Что мешает развитию производства в Казахстане? Почему нет весомого эффекта от нашей науки? Отчего страны даже не могут прокормить себя? На вопросы “КАРАВАНА” отвечает депутат Мажилиса, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Айгуль СОЛОВЬЕВА.

  • 9 Января 2015
  • 3617
Фото - Caravan.kz

Принцип гильотины

– Вы были председателем ассоциации деловых женщин Атырау. Как оцениваете сегодняшнюю ситуацию с развитием предпринимательства в стране? Что нужно, чтобы поднять именно производство, а не только куплю-продажу и услуги?

– Сегодня ситуация в бизнесе кардинально меняется. Мы прошли долгий путь с барьерами и препятствиями. Были приняты три закона для улучшения ситуации с бизнесом в стране. Первый следовал “принципу гильотины” – мы просто отсекали и отрубали нормы, которые возводили барьеры для бизнеса. Потом увидели, что нормы возвращаются, правда, иначе сформулированные и через другие принимаемые законы. Поэтому приняли второй закон, запретивший вносить нормы без анализа регуляторного воздействия. Каждый госорган, прежде чем принять норму для бизнес-деятельности, должен пройти ее проверку. Третий закон – “О кардинальных мерах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности”. В нем заложены структурные реформы и поправки, касающиеся практически всех сфер бизнеса, в частности, таможенные новшества. От плановых проверок мы переходим к проверке на основе рисков. Она будет затрагивать только тех, кто в зоне риска, предположительно это составит 34 процента предпринимателей. Упрощены процедуры ликвидации малого и среднего бизнеса, поскольку у нас сложился большой балласт таких висящих ИП, ТОО. Предусмотрено закрытие предприятия на основе аудиторского заключения, без тяжелых процедур налогового органа. Опасения о сговоре предпринимателя и аудиторской компании, конечно, обсуждались, поэтому закреплена ответственность аудиторских организаций. Проведена инвентаризация законодательства по изъятию инертных норм, и многие разрешения переведены на уведомительный характер. Это позволит сократить налоговые ликвидационные проверки почти на 90 процентов. В стране появится омбудсмен по защите прав предпринимателей, усилена роль палаты предпринимателей для представления интересов бизнеса.

Как прокормить себя?

– Также вы принимали активное участие в работе молочного союза. В каком состоянии сейчас эта отрасль? Почему не можем до сих пор себя обеспечить молоком и другими продуктами? Это вопросы продовольственной безопасности.

– О продовольственной безопасности можно говорить только тогда, когда мы сможем обеспечивать себя качественной сельскохозяйственной продукцией. Необходимо повышать производительность труда в этой отрасли путем создания больших хозяйств и товарных ферм. Иначе продукция, собранная со дворов, приведет к разносортице, она не повысит качества и не позволит производить продукцию в тоннах. Доля крупных сельхозпредприятий по стране должна составлять 70–90 процентов. У нас же крупных ферм – где-то 35 процентов, а когда я была председателем молочного союза – и того меньше, 15. Необходимо увеличивать субсидии, вводить новые механизмы поддержки. Кроме того, любую проблему можно превратить в преимущество, которое бы создавало хорошую нишу для бизнеса. К примеру, скудная кормовая база для животноводства дает широкий простор для предпринимателей на селе.

– Помимо депутатской работы вы стараетесь заниматься научной деятельностью. Как оцениваете состояние науки в стране? Какие проблемы у нас в этой области?

– В стране созданы стимулы и мотивации для развития науки, но они не срабатывают в полной мере. Особую тревогу вызывает система распределения финансовых средств, те же научные гранты зачастую присуждают тем, кто переписывает наработки еще советских времен. Наука не стоит на месте, практически ежемесячно принося открытия мирового уровня, и в ней важно работать на опережение. Нужны новые идеи и привязка к инновационной индустриализации, иначе все это – пустая затрата финансовых ресурсов. Поэтому, как никогда, хочется, чтобы мы получили от отечественных ученых новые подходы и технологии. В нашей стране много ученых, но каков коэффициент их полезного действия? В Китае, США и во всех развитых государствах “результат”, выданный учеными, превышает количество профессоров и докторов наук. У нас же доля этой категории научных работников – огромная, а выхлоп – практически нулевой.

Шанс слезть с нефтяной иглы

– Вы член Комитета по экономической реформе. Вопрос выхода из кризиса стоит очень остро. Когда и как мы выберемся из этих непростых экономических ситуаций?

– Понятно, что огромную долю в структуре бюджета занимает добывающий сектор. Но сейчас есть шанс изменить ситуацию, попытаться слезть с нефтяной иглы. Деньги выделены, определен вектор развития, нацеленный на обрабатывающую промышленность, участие в ней малого и среднего бизнеса. Важно повышать конкурентоспособность, развивать инновационную деятельность и улучшать менеджмент, научиться безупречно предоставлять услуги как государственные, так и частные.

– Мягкими и недостаточно эффективными считают многие те меры по выходу из кризиса, которые в совместном заявлении обозначили правительство и Нацбанк.

– Делать резкие заявления в этих вопросах, на мой взгляд, неприемлемо. Неоправданный снобизм может привести к обвалу акций на бирже и оказать влияние на инвестиционную политику. Люфт для действий есть, а говорить, что будем всех мочить или, наоборот, поддерживать, – это неразумно. Дедолларизация – сложный процесс. Нужна альтернативная валюта, но пока мы привязаны к доллару, и рубить с плеча здесь нельзя.

– Куда стоит вкладывать деньги обычному казахстанцу? Стоит ли доверять тенговым депозитам?

– Пренебрегать тенговыми депозитами не стоит. Я сама открывала депозит на два года, и прирост перекрыл мои убытки, связанные с февральской девальвацией. Доходом наши депозиты, конечно, не назовешь и к заработку сложно их отнести, но высокие ставки именно по тенговым вкладам не приводят к их обесцениванию. Еще бывший глава Нацбанка Григорий Марченко, помню, советовал хранить сбережения в разных корзинах и валютах. На мой взгляд, придерживаться этой идеи и сейчас стоит.

Безразличие – страшная вещь

– Государство начало тратить средства Нацфонда, предназначенные для будущих поколений? Многие опасаются, что немалые деньги растекутся по карманам, и вместо выхода из кризиса мы получим новый виток коррупционных скандалов.

– Есть мнение, что нужно укреплять тенге, и я не совсем согласна с этим, поскольку мы несем затраты на его поддержку, в том числе деньги Национального фонда. Вариант вложить их в производство и развитие экономики меня намного больше устраивает, хотя риски, особенно коррупционного характера, бесспорно, существуют. Счетная палата, правоохранительная система и надзорно-контрольные органы просто обязаны выработать эффективные инструменты по недопущению подобных проявлений. Но самое важное, что должны заработать общественный контроль и гражданское порицание подобных фактов. Например, строится дорога в селе: одно дело проверять освоение бюджета по бумагам, другое – когда люди рядом живут и видят, что делается на самом деле, дают оценку. Не должно быть безразличия, если, допустим, приворовывают асфальт или дорога не соответствует строительным нормативам.

– Какие события прошлого года вас возмутили больше всего?

– Не столько возмутили, сколько удручили события в Украине. Это самое тревожное, что заставило переосмыслить многие вещи. Если раньше все происходящее было далеко и связано с террористическими актами, то в данном случае конфликтовать стали братские республики. В нашей стране тоже было много возмутительных ситуаций, в основном они касались дорожно-транспортных происшествий. Например, дело Усенова. Мы даже внесли поправки в законы, убрали норму примирения при смертельных случаях. А сейчас смотришь ленту новостей и видишь, что этот Усенов, несмотря ни на что, спокойно отдыхает в Эмиратах. Это, конечно, возмущает.

Вместо Дженнифер Лопес пляшут депутаты

– Бывают ли новогодние корпоративы у депутатов? Как прошел ваш праздник?

– Обычно корпоративов у нас не было, но на этот раз приняли решение провести его своими силами и талантами. Звезд и артистов не приглашали, каждый комитет организовывал свой номер и выступал с ним, депутаты ставили сценки и пели. Забавно было видеть своих коллег в костюмах представляемых героев. Всем очень понравилось.

– Остается ли у вас время на себя? Есть ли хобби? Что любите готовить?

– Интересуюсь всем понемногу. В свободное время занимаюсь домашними делами, глажу и привожу гардероб в порядок. С удовольствием готовлю, главное блюдо – бешбармак. Люблю поваляться, с удовольствием трачу время на чтение книг.

– Вас называют одной из самых красивых женщин нашего Парламента. Поделитесь секретом, как выглядеть эффектно?

– Себя к таковым не отношу, но если и есть секрет молодости, то он, наверное, заключен в энергии и постоянном интересе к окружающему миру. Люди, события и позитивное отношение придают силы и особый дух для преодоления трудностей. Большую роль, на мой взгляд, играет генетика, поскольку физическое состояние отражается и на внешнем виде. Каждую неделю занимаюсь плаванием, раз в году прохожу курс массажа для поднятия тонуса. Самое важное – оптимистичный настрой, нужно всегда иметь стимул, чтобы двигаться вперед.

– Что пожелаете казахстанцам в новом году?

– В первую очередь – стабильности и согласия в стране. Задачи стоят большие, и нужно использовать возможности. Наступило время активных действий. В личностном плане каждому – здоровья и простого человеческого счастья.