– Проект “Адресная помощь” начался с поиска информации о ветеранах войны, участниках трудового фронта и детях войны. Оказалось, что сведений о них в наших социальных службах и ветеранских организациях практически нет, – говорит исполнительный директор фонда Райхан Жапарханова. – Есть фамилия, имя, отчество человека, его адрес, телефон – и все… Узнать, где они воевали, какие награды имеют, почти невозможно. А ведь эти люди уходят. С ними уходит память о войне, о тех, кто добывал Победу на фронте и в тылу. Нет сведений и о том, в каких условиях живут эти люди, чем болеют, в чем нуждаются. Поэтому работу мы начали с заполнения социальной карты – в ней было около 40 вопросов, на которые отвечали наши ветераны.
– Какая именно социальная помощь оказывается вашим подопечным?
– Когда начали разбираться в теме социальной адресной помощи, выяснилось, что стандарты, принятые правительством в 2011 году, сегодня почти не работают. За одним социальным работником может быть закреплено 5–6 ветеранов. Но для того чтобы оказать каждому из них полноценную социально-медицинскую, психологическую, финансовую, экономическую и другие виды помощи, у него просто нет квалификации. Заработная плата соцработника также не особо стимулирует. Вот и получалось, что помощь эта была формальной и поверхностной. Поэтому мы сформировали команду волонтеров, которые оказывают безвозмездную помощь ветеранам и труженикам тыла.
– С чем приходится сталкиваться и как живут одинокие ветераны?
– Одна из первых главных проблем – недоверие стариков. Их так часто обманывали, что многие боялись впустить волонтеров в дом. Ведь ветеранам за 80–90 лет, многие не могут поддерживать чистоту, обслуживать себя. У многих просто нет родных людей, которые бы могли взять на себя заботу о них. У одной участницы трудового фронта пенсия – 36 тысяч тенге, она живет в квартире с протекающим потолком, на полу стоит таз для сбора воды. Власти вряд ли догадываются, что у них в Медеуском районе есть такие люди. У другого ветерана дочь живет в Америке, мы стали ему помогать – отмыли квартиру, сменили завшивевшую постель, одежду, показали его врачам. Но вместо благодарности от неожиданно вернувшейся дочери получили угрозы подать в суд. В нашем обществе люди перестали верить в бескорыстную помощь и милосердие. Но, слава богу, есть люди, готовые помогать добровольно и безвозмездно. И самое главное – мы это делаем не от случая к случаю и не только к празднику, а ежедневно! В фонде создан “Клуб волонтеров”, куда может прийти каждый, кто хочет внести свой вклад. Мы стали своеобразным социальным институтом опеки над одинокими и пожилыми людьми.
По данным на 1 января 2015 года, в Казахстане – 5 083 участника Великой Отечественной войны