Высокие цены на ягоды в этом году торговцы на центральном рынке объясняют неурожаем. Но эта версия – от лукавого. У нормального дачника всегда есть урожай, а причина в другом.
Основная масса торговцев – перекупщики. Они скупают ягоды у дачников, затем накручивают 30–40 процентов и продают конечному потребителю. За место на частном рынке они платят ежедневный сбор. Любой, кто появляется на территории с ведром ягод, сразу же становится объектом пристального внимания администрации базара. Каждое наполненное ведро – это 100 тенге, причем большое оно или маленькое, значения не имеет.
– Я хотел сдать ведро вишни с собственной дачи всего за 2 тысячи тенге, хотя здесь ее продают по 4 тысячи. Но ко мне подбежала контролер и начала требовать, чтобы дал ей деньги за то, что сдаю ягоду перекупщикам. Но я даже не ставил ведро на землю, держал в руках. Тут она вызвала охранников, прибежали несколько мужчин и стали в буквальном смысле выталкивать меня. Я просил разъяснить, на каком основании они это делают, ведь я не занимал торгового места на рыночной площади, но в ответ слышал только требование денег, – возмущается уральский дачник Андрей.
Получается, что за одно и то же ведро ягоды на базаре сначала должен заплатить сам дачник, затем товар перекочует торговцу, и с него тут же возьмут плату, потому что он ставит это ведро на частную землю. Выходит, двойная маржа за один и тот же товар.
Стихийные рынки в Уральске запрещены, поэтому дачники не могут продать выращенное вне базара. За это предусмотрена административная ответственность.
Городские власти время от времени проводят еженедельные ярмарки по продаже сельхозпродукции. Но ягоды – это скоропортящийся продукт, он требует особого к себе отношения, чтобы не потерять товарный вид. И дачники, и перекупщики вынуждены закладывать в цену товара свои риски, связанные с поборами и штрафами. А последнюю роль, как ни странно, играет урожайность.
Плоды своего труда дачники, как правило, оценивают не очень высоко, они готовы поделиться ими за символическую плату. Но когда за каждое движение с них дерут деньги, становится обидно. Некоторые даже оставляют ягоды на кустах на съедение птицам, считая, что это лучше, чем терпеть унижения на рынке. А, как известно, дефицит рождает повышение цен. Сегодня, как отмечают уральцы, цена на ягоды выше стоимости килограмма мяса. Регулировать этот вопрос пока никто не торопится, при этом многие уральцы вынуждены отказаться от заготовки ягод на зиму. Ситуация напоминает пословицу: “Один с сошкой – семеро с ложкой”
Уральск